Практическая работа "Информационные ресурсы общества. Работа с программным обеспечением"

Практическая работа №1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью, овладеть методами работы с программным обеспечением.

Теоретическая часть

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики.

Информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов используют следующие их наиболее важные параметры:

      тематика хранящейся в них информации;

      форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

      доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;

      принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;

      источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

      назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

      форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

      вид носителя

      информации – бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами понимают текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Субъекты информационной деятельности классифицируются следующим образом:

      субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы — преподаватель, студент);

      субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

      субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

      субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам относят:

      учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

      учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

      научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

      дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

      системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),

      электронные полнотекстовые библиотеки;

      электронные периодические издания сферы образования;

      электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

электронные архивы выпусков.

Практическая часть

Задание 1. Приведите примеры:

1) достоверной, но необъективной информации;

2) объективной, но недостоверной информации;

3) полной, достоверной, но бесполезной информации;

4) неактуальной информации;

5) актуальной, но непонятной информации.

Задание 2. Пользуясь любыми поисковыми системами, дополните таблицу найденными Интернет-ресурсами в соответствии с Вашими профессиональными интересами.

Тип Интернет-ресурса

Вид Интернет-ресурса

Примеры Интернет-ресурсов

Учебные материалы

1.1. Учебник, учебное пособие

1.2. Электронный учебный курс

1.3. Текст лекций

1.4. Лабораторный практикум

1.5. Задачник

1.6. Тест, контрольные вопросы

Справочные материалы

3.1.Энциклопедия

3.2. Словарь

3.3.Справочник

3.4. База данных

3.5. Геоинформационная/картографическая система

Задание 3. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

1) Что такое WWW ?

2) Кто разработчик первого компьютера?

3) Когда отмечают Всемирный день информации?

4) Кто такой К.Э.Циалковский? Годы его жизни. Место работы.

5) Дата первых Олимпийских игр.

6) Микенская культура

7) Когда была Троянская война?

Задание 4.

Запишите ответы на вопросы:

1)Что такое информационные ресурсы?

2)Что такое образовательные информационные ресурсы?

3) Что относится к образовательным информационным ресурсам?

Задание 5.

Работа с тестовой программой MY TEST

Образовательные информационные ресурсы (ОИР) являются свободно доступными, открыто лицензированными текстами, средствами массовой информации и другими цифровыми активами, которые полезны для обучения и оценки, а также для исследовательских целей. Развитие и продвижение ОИР часто мотивируется желанием предоставить альтернативную или расширенную образовательную парадигму. Итак, что относится к образовательным информационным ресурсам?

Вконтакте

Одним из самых известных информационных ресурсов являются Википедия и Викисловарь. Эти ресурсы в 2003 году были переданы некоммерческой благотворительной организации Wikimedia Foundation, целью которой является сбор и разработка бесплатного информационного образовательного контента и его эффективное глобальное распространение. Википедия входит в десятку самых посещаемых веб-сайтов по всему миру с 2007 года. А еще что относят к образовательным ресурсам?

Общие сведения

Идея информационных образовательных ресурсов имеет множество рабочих определений. Этот термин был впервые введён в 2002 году на Форуме ЮНЕСКО по открытым учебным программам и обозначил учебные и исследовательские материалы на любом носителе, цифровом или ином, который находится в общественном достоянии или был выпущен по открытой лицензии. Доступ к этим ресурсам, использование, адаптация и перераспределение другими лицами должен быть без ограничений. Открытое лицензирование строится в рамках существующих прав интеллектуальной собственности, определённых в соответствующих международных конвенциях.

То есть, это учебные и исследовательские ресурсы, которые находятся в общественном достоянии или были выпущены по лицензии на интеллектуальную собственность, разрешающей их бесплатное использование и повторное назначение другими лицами. Образовательные ресурсы включают:

  • полные курсы;
  • учебные материалы;
  • модули;
  • учебники;
  • потоковое видео;
  • тесты;
  • программное обеспечение и любые другие инструменты, материалы или методы, данные используемые для поддержки доступа к знаниям.

Характер ресурса: Некоторые люди ограничивают определение ОИР образовательными электронными ресурсами, в то время как другие считают, что любой образовательный ресурс может быть включён в определение.

Источник ресурса: хотя некоторые из определений требуют создания ресурса с чётко определённой целью обучения, другие расширяют его, включая любой ресурс, который потенциально может быть использован для обучения

Уровень открытости : для большинства определений требуется, чтобы ресурс был размещён в общедоступном домене. Другие требуют использование только для образовательных целей или исключают коммерческое использование.

Эти определения также имеют общие элементы, а именно:

  • использование, повторное использование и изменение ресурсов;
  • бесплатное использование в образовательных целях учителями и учащимися;
  • охватывают все типы цифровых носителей.

Разнообразие пользователей, создателей и спонсоров информационных образовательных ресурсов, создаёт множество вариантов использования и требований.

Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также определяет электронные информационные ресурсы как оцифрованные материалы, предлагаемые свободно и открыто для преподавателей, студентов и остальных людей для использования в обучении и исследованиях.

Они включают в себя:

  • учебный контент;
  • программное обеспечение;
  • инструменты для разработки;
  • использования и распространения контента.

Компьютеры и связанные с ними электронные ресурсы стали играть центральную роль в образовании. Каковы бы ни были ваши чувства к тому, что некоторые назвали цифровой революцией, нужно признать - многие, возможно, большинство учащихся полностью погружены в неё. Они привыкли использовать электронную почту как обычную форму общения. Но не только студенты, ценят электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Учителя также пользуются этими ресурсами, используя ряд полезных инструментов.

Нужно подчеркнуть слово «полезно», потому что электронные ресурсы дополняют, но редко заменяют более традиционные методы обучения. Электронные инструменты могут сделать учёбу более эффективной; лекции более убедительными, информативными и разнообразными; чтение заданий более обширными, интересными и доступными; дискуссии более свободными и сложными. Только вы, однако, можете судить, продвигают ли эти методы ваши собственные цели обучения.

Веб-источники и электронные носители информации предоставляют более широкий спектр вторичных и первичных источников (включая визуальные и аудиоматериалы) . Теперь учащиеся могут получить доступ к материалам, которые когда-то были доступны только для экспертов.

Компьютер с презентационным программным обеспечением может предоставить единый инструмент для увеличения количества лекций с контурами, слайдами, статистическими диаграммами и таблицами, изображениями, музыкой и даже видеоклипами.

Необходимые инструменты

Но владение технологией или доступ к ней обычно является лишь первым шагом. Ещё важнее научиться использовать его. Это одна из самых больших проблем, с которыми сталкивается любой, кто хочет использовать электронные инструменты, потому что эти знания не всегда легко приобрести.

Многие люди имеют ограниченные навыки работы с компьютером, легко запуганы новыми и незнакомыми задачами и стараются избегать делать что-либо, что требует от них изучения чего-то , очень отличающегося оттого, к чему они привыкли. Если вы попадаете в последнюю группу, но хотите расширить свою способность использовать электронные инструменты, вам нужно найти помощь.

Имейте в виду, наконец, что технология, связанная с компьютерами и интернетом, меняется с захватывающей скоростью. Хотя определённые навыки будут оставаться полезными для вас в течение длительных периодов времени, многое нужно будет учить снова и снова. Быстрота изменений в этой области может быть пугающей и запугивающей. Но это также источник некоторых ценных нововведений, которые могут вам пригодиться.

Библиотека как информационный образовательный ресурс

На протяжении многих лет библиотеки поддерживали образовательные усилия, предоставляя учебные ресурсы, информационные и справочные услуги. Многие библиотеки имеют информационно-пропагандистские программы, предназначенные для удовлетворения потребностей конкретных групп людей с ограниченными квалификационными навыками. Кроме того, ресурсные материалы библиотеки распространяются на тюрьмы, больницы, реабилитационные центры и дома для престарелых и инвалидов. Библиотеки были определены как один из ключевых элементов открытого доступа к информации, что имеет решающее значение для развития образования.

Возникновение библиотек

Стремление человека к знаниям привело к созданию и накоплению огромного количества информации. Этот поиск знаний, не зная границ и ограничений, продолжается с начала цивилизации до современной эпохи. Эти с трудом заработанные знания и информация ценны для всего человечества и поэтому подлежали сохранению. С изобретением бумаги человек смог передать это знание другим, написав книги.

Тысячи рукописей были написаны мудрецами более ранних времён, но многие из них были уничтожены из-за отсутствия подходящих средств сохранения. С изобретением печатного станка стало легче сохранять знания в форме печатных документов. Это привело к созданию большого количества книг. Необходимость сохранения и распространения информации привела к созданию всё большего числа библиотек. Таким образом, библиотеки приобрели большое значение в цивилизованном обществе для образования и исследований. Библиотеки играют жизненно важную роль в развитии любого общества, усиливая дело образования и научных исследований. Они отвечают информационным потребностям миллионов людей.

Использование библиотечных электронных ресурсов

Развитие науки и техники за последние два столетия привело к информационному взрыву. Быстрые изменения произошли в огромных темпах. Чтобы удовлетворить растущие потребности пользователей, библиотечная система была значительно улучшена и модернизирована для решения новых задач. Услуги, предлагаемые библиотеками, также претерпели большие изменения.

С появлением новых технологий в области компьютеров и телекоммуникаций произошли революционные изменения в области библиотековедения и информатики. Форма традиционных библиотек, содержащих большое количество печатных документов, в настоящее время превращается в бумажные библиотеки меньшего размера , содержащие большое количество оцифрованных документов. Средства, предлагаемые сетью, были взяты на вооружение библиотеками. Это привело к созданию виртуальных библиотек, т. е. библиотек без стен, через которые пользователь имеет доступ к информации в любое время и в любой точке мира, используя современные средства связи, такие как компьютеры и интернет-объекты.

Библиотеки в новом тысячелетии являются лидерами в области управления знаниями. Библиотекари в университетах новаторы в использовании новых информационных технологий для обеспечения доступа к ряду мультимедийных источников. Сегодняшние библиотеки учат студентов навыкам обработки информации.

Изменяется традиционный образ библиотеки как тихого места учёбы, в котором хранятся преимущественно печатные коллекции. Сдвиги в методах обучения, влияние компьютерных технологий и разнообразие студентов привели к тому , что библиотеки организовывали ресурсы и проектировали службы, которые отвечают новым требованиям обучения. Библиотеки организуют коллекции информации и предоставляют доступ и услуги, которые включают изменения в преподавании, обучении и информационных технологиях.

Библиотека представляет собой набор источников, ресурсов и услуг, а также структуру, в которой она размещена. Термин «библиотека» приобрёл вторичный смысл: «сбор информации для общего пользования». Этот смысл используется в таких областях, как информатика, математика, статистика, электроника, биология.

Библиотеки рассматриваются как агентства, посредством которых источники информации накопленных знаний и опыта отбираются, приобретаются, организуются, сохраняются и распространяются среди тех, кто в них нуждается. Они являются важными инструментами обучения на любом уровне.

Люди во многих профессиях используют библиотечные ресурсы, чтобы повышать свой образовательный уровень. Студенты используют библиотеки для дополнения и расширения своих знаний, для изучения навыков поиска источников информации и для развития хороших навыков чтения и изучения. Государственные чиновники используют библиотеки для изучения законодательства и вопросов государственной политики. Библиотека предоставляет информацию и услуги, которые необходимы для обучения и прогресса.

Библиотека - это инструмент самообразования, средство познания и фактической информации, центр интеллектуального отдыха и маяк просвещения, который обеспечивает накопленное сохранённое знание цивилизации.

В электронном смысле библиотека может быть больше, чем здание, в котором хранится коллекция книг и других материалов, поскольку интернет открыл лавину онлайновых и электронных ресурсов для доступа к документам по различным областям интересов.

Практическая работа №1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью, овладеть методами работы с программным обеспечением.

Теоретическая часть

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики.

Информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов используют следующие их наиболее важные параметры:

      тематика хранящейся в них информации;

      форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

      доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;

      принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;

      источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

      назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

      форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

      вид носителя

      информации – бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами понимают текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Субъекты информационной деятельности классифицируются следующим образом:

      субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы - преподаватель, студент);

      субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

      субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

      субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам относят:

      учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

      учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

      научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

      дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

      системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),

      электронные полнотекстовые библиотеки;

      электронные периодические издания сферы образования;

      электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

электронные архивы выпусков.

Практическая часть

Задание 1. Приведите примеры:

1) достоверной, но необъективной информации;

2) объективной, но недостоверной информации;

3) полной, достоверной, но бесполезной информации;

4) неактуальной информации;

5) актуальной, но непонятной информации.

Задание 2. Пользуясь любыми поисковыми системами, дополните таблицу найденными Интернет-ресурсами в соответствии с Вашими профессиональными интересами.

Тип Интернет-ресурса

Задание 3. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

1) Что такое WWW ?

2) Кто разработчик первого компьютера?

3) Когда отмечают Всемирный день информации?

4) Кто такой К.Э.Циалковский? Годы его жизни. Место работы.

5) Дата первых Олимпийских игр.

6) Микенская культура

7) Когда была Троянская война?

Задание 4.

Запишите ответы на вопросы:

1)Что такое информационные ресурсы?

2)Что такое образовательные информационные ресурсы?

3) Что относится к образовательным информационным ресурсам?

Задание 5.

Работа с тестовой программой MY TEST

В общем случае под информационными ресурсами понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей, для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении.

Для обеспечения своей деятельности органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, отдельные граждане формируют информационные ресурсы.

В информационном обществе особое внимание уделяется именно информационным ресурсам и подчеркивается их значимость по сравнению с традиционными видами ресурсов, например, полезными ископаемыми. Резко повышается эффективность доступа к информационным ресурсам, становится возможным использование компьютерных телекоммуникационных сетей. По полноте предоставляемой информации к российским информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, молено отнести:

  • ресурсы органов государственной власти;
  • библиотечные ресурсы;
  • правовые ресурсы;
  • архивные ресурсы;
  • образовательные ресурсы.

Рассмотрим их подробнее.

В качестве примера ресурсов органов государственной власти можно привести сервер органов государственной власти Российской Федерации (РФ) «Официальная Россия», расположенный по адресу http://www.gov.ru.

С сайта «Официальная Россия» можно посетить следующие ресурсы:

  • Президента РФ;
  • федеральных органов исполнительной власти;
  • Федерального Собрания РФ;
  • судебной власти РФ;
  • Совета безопасности РФ;
  • региональных органов государственной власти РФ и др.

Другим примером ресурсов органов государственной власти может служить портал государственных и муниципальных услуг, расположенный по адресу http://www.gosuslugi.ru. Портал предоставляет оперативный доступ к информации, необходимой гражданам и организациям для получения государственных услуг, служит единой «точкой входа» для граждан при информировании и получении государственных услуг, содержит понятное для граждан изложение информации о государственных услугах, включая примеры заполнения заявлений и др.

Перейдем к рассмотрению библиотечных ресурсов , размещенных в сети Интернет. В качестве примеров можно привести:

  • электронный каталог Российской государственной библиотеки (РГБ) (www.rsl.ru). Фонд представляет собой собрание электронных копий ценных и наиболее спрашиваемых изданий из фондов РГБ, из внешних источников и документы, изначально созданные в электронной форме;
  • электронный каталог Российской национальной библиотеки (www.nlr.ru). В составе цифровой библиотеки рукописные и архивные документы, первопечатные и раскрашенные вручную карты, редкие книги;
  • научную электронную библиотеку eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru) - крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн научных статей и публикаций. На платформе eLlBRARY.RU доступны электронные версии более 1700 российских научно-технических журналов, в том числе более 700 журналов в открытом доступе;
  • электронную библиотеку Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М.И. Рудомино (http://hyperlib.libfl.ru/ index.php). ВГБИЛ осуществляет работу по автоматизации библиотечно-библиографических процессов, внедрению и развитию новых информационных технологий и услуг, формированию локальных отраслевых баз данных. Наряду с обычными (бумажными) каталогами в пользование читателям предоставляются электронные каталоги, в которых содержатся новые книжные поступления, периодические издания и т. д.;
  • государственное научное учреждение «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека» Российской академии сельскохозяйственных наук (www.cnshb.ru) - одна из крупнейших сельскохозяйственных библиотек мира, выполняющая функции отраслевой национальной библиотеки России по сельскому хозяйству и продовольствию;
  • университетскую информационную систему РОССИЯ (УИС РОССИЯ) (http://uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp). УИС РОССИЯ поддерживается на базе Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ имени М.В. Ломоносова и развивается как тематическая электронная библиотека и база для исследований в области экономики, управления, социологии, лингвистики, философии, филологии, международных отношений и других гуманитарных наук.

Анализ правовых информационных ресурсов в сети Интернет необходим не только для современных юристов, но и для всех желающих иметь свежую правовую информацию по различным аспектам современной жизни. В качестве примеров можно привести:

  • официальный сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс (www.consultant.ru). В настоящее время клиентами КонсультантПлюс являются более 300 000 организаций во всех регионах страны. Система КонсультантПлюс содержит свыше 5 000 000 документов. Интернет-версии системы КонсультантПлюс содержат законы РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и другие нормативные документы в бесплатном доступе;
  • информационно-правовой портал ГАРАНТ (www.garant.ru). На портале представлены все виды правовой информации :
  • - федеральное и региональное законодательство;
  • - судебная и арбитражная практика;
  • - комментарии и разъяснения к нормативным актам;
  • - проекты законов;
  • - международные договоры;
  • - формы документов;
  • - нормативно-технические справочники;
  • - словари и наглядная дополнительная справочная информация.

Архивные информационные ресурсы содержат документальные издания различного типа (научные, научно-популярные, учебные, краеведческие), архивные справки, архивные выписки, аналитические информационные материалы и т. д. В частности, портал «Архивы России» Федерального архивного агентства (www.rusarchives.ru) содержит архивные справочники, электронные архивы, информацию об историко-документальных выставках, on-line проект «Победа 1941-1945» и многое другое.

Другим примером может служить официальный сайт Федерального архивного агентства (http://archives.ru/), который содержит путеводитель по архивам России, электронный проект «Закаленные Великой Отечественной» и др. Кроме того, есть возможность осуществить поиск необходимой информации по архивным сайтам, находящимся в русскоязычной части Интернета.

Повысить эффективность и наглядность обучения различным дисциплинам можно с помощью обращения к образовательным информационным ресурсам. К наиболее крупным из них можно отнести:

  • каталог образовательных ресурсов сети Интернет (http://katalog.iot.ru). На сайте размещена информация, с помощью которой можно получить доступ к федеральным, региональным образовательным ресурсам; проведенным и предстоящим мероприятиям, участниками которых являются педагоги и школьники ит. д.;
  • федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru), содержащий каталог образовательных интернет-ресурсов, электронный архив нормативных документов федеральных органов управления образованием, базы данных образовательных учреждений и многое другое;
  • российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) обеспечивает оперативный доступ к образовательной информации, оказывает практическую помощь участникам образовательного процесса с применением новых образовательных технологий;
  • информационную систему «Единое окно к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), обеспечивающую свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов;
  • портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (www.ict.edu.ru), предназначенный для организации оперативного доступа к информационным ресурсам учебного, учебно-методического, справочного и информационного назначения, размещенных как на самом портале, так и на других порталах и сайтах.

Методы работы с информационными ресурсами, позволяющие осуществлять, в частности, поиск информации, будут рассмотрены позднее. Если вы овладеете первоначальными знаниями по методике поиска, формулирование и осуществление поискового запроса не будет представлять в дальнейшем никаких трудностей, а это значит, что вы всегда сможете найти необходимую вам информацию. Однако рекомендуется посетить интернет-сайты, ссылки на которые приведены в параграфе, для того чтобы узнать об общих правилах пользования различными информационными ресурсами, оценить объем информации, который может быть предоставлен с их помощью.

Интернет-технологии, так же как и промышленные или финансовые технологии, определяют средства и форму, в которых реализуется совместная деятельность людей ради достижения определенных целей. Хорошо известны промышленные технологии и технологические линии, которые объединяют в виде производственных цепочек деятельность отдельных рабочих, цехов или целых производств.

Интернет-технологии объединяют информационные потоки от большого количества действующих лиц для достижения большей согласованности своих действий, а также более точного определения содержания своих будущих действий.

Перечислим основные компетенции, которыми должен обладать человек, владеющий интернет-технологиями:

  • работа с интернет-браузерами;
  • осуществление поиска необходимой информации с помощью поисковых машин;
  • отправление и получение сообщений по электронной почте;
  • получение информации из интернет-библиотек, интернет-СМИ и т. д.;
  • обмен информацией на форумах;
  • участие в телеконференциях;
  • организация видеоконференций;
  • заказ товаров в интернет-магазинах;
  • пользование услугами интернет-турагентств, интернет-фирм;
  • разработка гипертекстовых страниц (сайтов);
  • использование справочных служб («досок объявлений»);
  • общение с помощью интернет-телефонии.

Таким образом, знакомясь с теоретическим и практическим материалом настоящего издания, вы будете способны применять знания и умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении повседневных задач в области интернет-технологий.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что понимают под информационными ресурсами?
  • 2. Перечислите основные информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет.
  • 3. С помощью сайта «Официальная Россия» приведите перечень органов государственной власти, доступных с помощью данного ресурса. Проанализируйте региональные органы государственной власти Российской Федерации, размещенные на сайте. Найдите сайт (портал, сервер) той области, края, где вы родились. Представьте информацию, размещенную на таком ресурсе, в виде эссе.
  • 4. Перечислите категории государственных услуг, оказываемых с помощью портала «Государственные услуги».
  • 5. Расскажите, какие фонды доступны пользователю на сайте Российской государственной библиотеки.
  • 6. Какие проекты реализованы на сайте Российской государственной библиотеки?
  • 7. Выполните классификацию ресурсов, представленных на сайте Российской национальной библиотеки.
  • 8. Какая актуальная справочная информация размещена на официальном сайте справочно-правовой системы КонсультантПлюс?
  • 9. Перечислите on-line проекты, доступные на сайте Федерального архивного агентства.
  • 10. Используя каталог образовательных ресурсов сети Интернет, дайте характеристику федеральным информационно-образовательным порталам.
  • 11. Назовите каталоги профессионального образования, доступные с помощью информационной системы «Единое окно к образовательным ресурсам».
  • 12. Назовите основные компетенции, которыми должен обладать человек, владеющий интернет-технологиями.
Пояснительная записка…..………………………………………………………….............
Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ……………….
Практическое занятие №1. Информационные ресурсы общества…………….................
Практическое занятие №2. Правовые нормы информационной деятельности…………
Практическое занятие №3. Дискретное представление различных видов информации.
Практическое занятие №4. Представление информации в двоичной системе счисления……………………………………………………………………………….........
Практическое занятие №5. Логические основы компьютера…………………….............
Практическое занятие №6. Программный принцип работы компьютера……….............
Практическое занятие №7. Работа с архивом данных…………………………….............
Практическое занятие №8 Поисковые системы и поиск информации…………………..
Практическое занятие №9 Модем. Единицы измерения скорости передачи данных………………………………………………………………………………………..
Практическое занятие №10 Работа с автоматизированными системами управления (АСУ)………………………………………………………………………………………....
Практическое занятие №11 Операционная система. Графический интерфейс пользователя………………………………………………………………………………….
Практическое занятие №12 Компьютерные сети. Сервер. Сетевые операционные системы……………………………………………………………………………………….
Практическое занятие №13 Разграничение прав доступа в сети…………………………
Практическое занятие №14. Требования к рабочему месту ……………………………...
Практическое занятие №15. Создание и редактирование текстового документа, компьютерных публикаций…………………………………………………………………
Практическое занятие №16. Программы – переводчики. Гипертекстовое представление информации………………………………………………………………...
Практическое занятие №17. Возможности динамических (электронных) таблиц……...
Практическое занятие №18. Создание таблиц, форм, запросов баз данных…….............
Практическое занятие №19. Работа с электронным каталогом…………………………..
Практическое занятие №20. Создание и редактирование презентаций………………….
Практическое занятие №21. Использование презентационного оборудования…………
Практическое занятие №22. Демонстрация систем автоматизированного проектирования………………………………………………………………………………
Практическое занятие №23. Браузер. Работа с Интернет-ресурсами…………………....
Практическое занятие №24. Редактирование сайта……………………………….............
Практическое занятие №25. Использование возможностей сетевого ПО……………….
Информационное обеспечение методических рекомендаций……………………………

Пояснительная записка



Дисциплина «Информатика и ИКТ» ставит задачи формирования у студентов научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, овладения умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, развития познавательных интересов путем освоения и использования методов информатики, воспитания ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

В соответствии с учебным планом на изучение общеобразовательной дисциплины Информатика и ИКТ отводится 150 часов, из них на проведение практических занятий – 50 часов по специальности СПО 260807.01 «Повар, кондитер».

Ценность практической работы состоит в том, что она вооружает студентов не только необходимыми в жизни знаниями в области информационных технологий, но и полезными умениями и навыками, необходимыми в современном информационном мире.

Преподавателем разработано 25 практических работ. Каждая работа содержит, теоретические сведения, цели, материальное обеспечение, порядок выполнения работы.

В результате выполнения практических работ обучающиеся раскрывают свои знания, умения и навыки в работе с текстовым и табличным редактором, программой для создания базы данных, презентаций, с автоматизированными программами управления, сетевым программным обеспечением и т.д.



Как показывает практика, использование практикума является эффективным средством формирования не только интеллектуальных способностей, но и развитию познавательной активности обучающихся, что в свою очередь является одним из показателей социально-профессиональной мобильности обучающихся.

При выполнении каждой практической работы, студенту необходимо сделать отчет о проделанной работе, который должен содержать:

1. Название работы.

2. Цель работы.

3. Задание и его решение.

4. Вывод о проделанной работе.


Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ

В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данной специальности, студент должен

знать:

Единицы измерения информации;

Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

Использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

уметь:

Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

Распознавать информационные процессы в различных системах;

Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Практическое занятие №1

Задание №1

1. Загрузите Интернет.

2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».

3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.

4. Охарактеризуйте любые три из найденных образовательных ресурсов.

Название Характеристика
Федеральные образовательные ресурсы Раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, перечень федеральных информационно-образовательных порталов, а также описания новейших систем доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, создаваемых на государсвенном уровне в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Региональные образовательные ресурсы Раздел содержит перечень сайтов региональных органов управления образованием и региональных информационно-образовательных порталов. В разделе представлены проекты «Образование» и «Информатизация системы образования», реализуемые в регионах Российской Федерации. Изучение ресурсов раздела позволяет получить общее представление об особенностях функционирования и перспективах развития системы образования в российских регионах.
Ресурсы по предметам образовательной программы Раздел представляет перечень ресурсов по основным предметам образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Ресурсы классифицированы по подразделам, строго соответствующим 13 основным дисциплинам общего образования. Ресурсы, включенные в раздел, содержат учебный и справочный материал, использовать который могут как педагоги, так и учащиеся. Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы, содержащиеся в ресурсах раздела, помогут учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия, а ученикам - выполнить домашние задания, исследовательские проекты или другие виды самостоятельных работ. Раздел предназначен для учителей, методистов и учащихся образовательных учреждений.

Задание №2

С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

Вопрос Ответ
1) укажите время утверждения григорианского календаря 31 января 1918
2) каков диаметр пылинки 0,001 м
3) укажите смертельный уровень звука 180 децибел.
4) какова температура кипения железа 2862 °C
5) какова температура плавления йода 113.7 (°C)
6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца 108 тыс. км в час
7) какова масса Земли 5.97×10²⁴ кг
8) какая гора в Австралии является самой высокой Косцюшко
9) дайте характеристику народа кампа Кампа - один из народов Перу, проживающий в бассейнах рек Укаяли, Апуримак, Пачитеа. Альтернативное название - ашанинка или ашенинка. Численность в Перу составляет 50 тысяч человек. Отдельные представители живут также в Бразилии. Численность 120 тысяч человек. Традиционная социальная организация - община из нескольких родственных парных семей..
10) укажите годы правления Ивана III 1462 - 1505
11) укажите годы правления Екатерины II с 1762 по 1796 год
12) укажите годы правления Ивана IV 1533-1584 год
13) укажите годы правления Хрущева Н.С. с 1958 по 1964 гг
14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед 1817 года

Задание №3. Ответьте на вопросы:

1. Что Вы понимаете под информационными ресурсами? Информационные ресурсы - это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство
2. Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов. 1. содержание; 2. охват; 3. время; 4. источник; 5. качество; 6. соответствие потребностям; 7. способ фиксации; 8. язык; 9. Стоимость
3. Что понимают под образовательными информационными ресурсами? Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др
4. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам? В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание

Задание №4. Сделайте вывод о проделанной практической работе:


Практическое занятие № 2

Правовое регулирование

Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты. Право собственности состоит из трех важных компонен­тов: права распоряжения, права владения и права пользования.

♦ Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владе­лец информации имеет право определять, кому эта информа­ция может быть предоставлена.

♦ Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу ин­формации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять.

♦ Право пользования предоставляет субъекту-владельцу инфор­мации право ее использования только в своих интересах.

Таким образом, любой субъект-пользователь обязан приобре­сти эти права, прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом. Это право должно регулироваться и охраняться государственной инфраструктурой и соответствую­щими законами. Как и для любого объекта собственности, такая инфраструктура состоит из цепочки:

законодательная власть (законы) -> судебная власть (суд) -> -» исполнительная власть (наказание).

Любой закон о праве собственности должен регулировать от­ношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользовате­лем. Такие законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информа­ционный продукт законным путем. Защита информационной собственности проявляется в том, что имеется правовой меха­низм защиты информации от разглашения, утечки, несанк­ционированного доступа и обработки, в частности копирования, модификации и уничтожения.

В Рос­сийской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких как: «Об информации, информатизации и защите инфор­мации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных схем» и т. д.

Закон Российской Федерации «Об информации, информати­зации и защите информации» является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью частично удается решить вопросы правового урегулирования ряда проблем: защи­ты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с иска­жением, порчей и уничтожением «персональной» информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

v общие положения;

v информационные ресурсы;

v пользование информационными ресурсами;

v информатизация, информационные системы, технологии и сред­ства их обеспечения;

v защита информации и прав субъектов в области информаци­онных процессов и информатизации.

Закон создает условия для включения России в международ­ный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридиче­ских и физических лиц на информацию. В нем определяется комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, определяются правовые положения по их использо­ванию. Информационные ресурсы предлагается рассматривать в двух аспектах:

♦ как материальный продукт, который можно покупать и про­давать;

♦ как интеллектуальный продукт, на который распространяют­ся право интеллектуальной собственности и авторское право.

Чрезвычайно важ­но и актуально принятие таких правовых актов, которые смогли бы обеспечить:

Охрану прав производителей и потребителей информацион­ных продуктов и услуг;

Защиту населения от вредного влияния отдельных видов ин­формационных продуктов;

Правовую основу функционирования и применения информа­ционных систем, Интернета, телекоммуникационных техно­логий.

Методы защиты информации

При разработке методов защиты информации в информационной среде следует учесть следующие важные факторы и условия:

Ø расширение областей использования компьютеров и увеличе­ние темпа роста компьютерного парка (то есть проблема за­щиты информации должна решаться на уровне технических средств);

Ø высокая степень концентрации информации в центрах ее об­работки и, как следствие, появление централизованных баз данных, предназначенных для коллективного пользования;

Ø расширение доступа пользователя к мировым информацион­ным ресурсам (современные системы обработки данных могут обслуживать неограниченное число абонентов, удаленных на сотни и тысячи километров);

Ø усложнение программного обеспечения вычислительного про­цесса на компьютере, так как современные компьютеры мо­гут работать:

В мультипрограммном режиме, когда одновременно реша­ется несколько задач;

В мультипроцессорном режиме, когда одна задача решает­ся несколькими параллельно работающими процессорами;

В режиме разделения времени, когда один и тот же компьютер может одновременно обслуживать большое ко­личество абонентов.

К традиционным методам защиты от преднамеренных инфор­мационных угроз относятся: ограничение доступа к информа­ции, шифрование (криптография) информации, контроль до­ступа к аппаратуре, законодательные меры. Рассмотрим эти методы.

Ограничение доступа к информации осуществляется на двух уровнях:

На уровне среды обитания че­ловека, то есть путем создания искусственной преграды во­круг объекта защиты: выда­чи допущенным лицам специ­альных пропусков, установки охранной сигнализации или системы видеонаблюдения;

На уровне защиты компьютер­ных систем, например, с помо­щью разделения информации, циркулирующей в компьютер­ной системе, на части и орга­низации доступа к ней лиц в соответствии с их функцио­нальными обязанностями. При защите на программном уровне каждый пользователь имеет пароль, позволяющий ему иметь доступ только к той информации, к которой он допущен.

Шифрование (криптография) информации заключается в пре­образовании (кодировании) слов, букв, слогов, цифр с помощью специальных алгоритмов. Для ознакомления с шифрованной информацией нужен обратный процесс - декодирование. Шиф­рование обеспечивает существенное повышение безопасности пе­редачи данных в сети, а также данных, хранящихся на удален­ных устройствах.

Контроль доступа к аппаратуре означает, что вся аппара­тура закрыта и в местах доступа к ней установлены датчики, ко­торые срабатывают при вскрытии аппаратуры. Подобные меры позволяют избежать, например, подключения посторонних устройств, изменения режимов работы компьютерной системы, загрузки посторонних программ и т. п.

Законодательные меры заключаются в исполнении сущест­вующих в стране законов, постановлений, инструкций, регули­рующих юридическую ответственность должностных лиц - пользователей и обслуживающего персонала за утечку, потерю или модификацию доверенной им информации.

При выборе методов защиты информации для конкретной компьютерной сети необходим тщательный анализ всех возмож­ных способов несанкционированного доступа к информации. По результатам анализа проводится планирование мер, обеспечи­вающих необходимую защиту, то есть осуществляется разработ­ка политики безопасности.

Политика безопасности - это совокупность технических, про­граммных и организационных мер, направленных на защиту информации в компьютерной сети.

Рассмотрим некоторые методы защиты компьютерных систем от преднамеренных информационных угроз.

Защита от хищения информации обычно осуществляется с по­мощью специальных программных средств. Несанкционированное копирование и распространение программ и ценной компьютер­ной информации является кражей интеллектуальной собствен­ности. Защищаемые программы подвергаются предварительной обработке, приводящей исполняемый код программы в состоя­ние, препятствующее его выполнению на «чужих» компьютерах (шифрование файлов, вставка парольной защиты, проверка ком­пьютера по его уникальным характеристикам и т. п.). Другой пример защиты: для предотвращения несанкционированного до­ступа к информации в локальной сети вводят систему разграни­чения доступа как на аппаратном, так и на программном уров­нях. В качестве аппаратного средства разграничения доступа может использоваться электронный ключ, подключаемый, на­пример, в разъем принтера.

Для защиты от компьютерных вирусов применяются «иммуностойкие» программные средства (программы-анализато­ры), предусматривающие разграничение доступа, самоконтроль и самовосстановление. Антивирусные средства являются самыми распро­страненными средствами защиты ин­формации.

В качестве физической защиты компьютерных систем используется специальная аппаратура, позволяю­щая выявить устройства промышлен­ного шпионажа, исключить запись или ретрансляцию излучений компь­ютера, а также речевых и других не­сущих информацию сигналов. Это позволяет предотвратить утечку ин­формативных электромагнитных сигналов за пределы охраняе­мой территории. Наиболее эффективным средством защиты ин­формации в каналах связи является применение специальных протоколов и криптографии (шифрования).

Для защиты информации от случайных информационных угроз, например, в компьютерных системах, применяются сред­ства повышения надежности аппаратуры:

Ø повышение надежности работы электронных и механических узлов и элементов;

Ø структурная избыточность - дублирование или утроение эле­ментов, устройств, подсистем;

Ø функциональный контроль с диагностикой отказов, то есть обнаружение сбоев, неисправностей и программных ошибок и исключение их влияния на процесс обработки информации, а также указание места отказавшего элемента.

С каждым годом количество угроз информационной безопасности компь­ютерных систем и способов их реа­лизации постоянно увеличивается. Основными причинами здесь являют­ся недостатки современных инфор­мационных технологий и постоянно возрастающая сложность аппаратной части. На преодоление этих причин направлены усилия многочисленных разработчиков программных и аппаратных методов защиты информации в компьютерных системах.

http://infdeyatchel.narod.ru/_private/metodik/urok/prav_norm.swf

2. Ответьте на следующие вопросы:

1. Кто следит за порядком в сети? админ

2. Какие есть требования к защите информации?

эти требования относятся документам

3. Какими правами обладает пользователь?

Антивирусную защиту, ограничение программной среды

4. Как владелец может защитить?

5. Что такое информационное право?

6. Какие есть акты федерального законодательства?

7. Какие есть способы защиты информации?

8. Какие есть наказания за информационные правонарушения?

9. Какие есть самые грубые нарушения в сфере информационной безопасности?

3. Сделать вывод о проделанной практической работе:

Наиболее популярные растровые форматы:

Bit MaP image (BMP)– универсальный формат растровых графических файлов, используется в операционной системе Windows. Этот формат поддерживается многими графическими редакторами, в том числе редактором Paint. Рекомендуется для хранения и обмена данными с другими приложениями.

Tagged Image File Format (TIFF)– формат растровых графических файлов, поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами. Включает в себя алгоритм сжатия без потерь информации. Используется для обмена документами между различными программами. Рекомендуется для использования при работе с издательскими системами.

Graphics Interchange Format (GIF)– формат растровых графических файлов, поддерживается приложениями для различных операционных систем. Включает алгоритм сжатия без потерь информации, позволяющий уменьшить объем файла в несколько раз. Рекомендуется для хранения изображений, создаваемых программным путем (диаграмм, графиков и так далее) и рисунков (типа аппликации) с ограниченным количеством цветов (до 256). Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

Portable Network Graphic (PNG)– формат растровых графических файлов, аналогичный формату GIF. Рекомендуется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

Joint Photographic Expert Group (JPEG)– формат растровых графических файлов, который реализует эффективный алгоритм сжатия (метод JPEG) для отсканированных фотографий и иллюстраций. Алгоритм сжатия позволяет уменьшить объем файла в десятки раз, однако приводит к необратимой потере части информации. Поддерживается приложениями для различных операционных систем. Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

Двоичное кодирование звука

Использование компьютера для обработки звука началось позднее, нежели чисел, текстов и графики.

Звук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.

Звуковые сигналы в окружающем нас мире необычайно разнообразны. Сложные непрерывные сигналы можно с достаточной точностью представлять в виде суммы некоторого числа простейших синусоидальных колебаний.

Причем каждое слагаемое, то есть каждая синусоида, может быть точно задана некоторым набором числовых параметров – амплитуды, фазы и частоты, которые можно рассматривать как код звука в некоторый момент времени.

В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация– непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды.

Таким образом непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени заменяется на дискретную последовательность уровней громкости.

Каждому уровню громкости присваивается его код. Чем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и тем более качественным будет звучание.

Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.

Частота дискретизации – количество измерений уровня сигнала в единицу времени.

Количество уровней громкости определяет глубину кодирования. Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука. При этом количество уровней громкости равно N = 2 16 = 65536.

Практическое занятие № 4

Практическое занятие №5

С х е м а И

Схема И реализует конъюнкцию двух или более логических значений. Условное обозначение на структурных схемах схемы И с двумя входами

Таблица истинности схемы И

x y x . y

Единица на выходе схемы И будет тогда и только тогда, когда на всех входах будут единицы. Когда хотя бы на одном входе будет ноль, на выходе также будет ноль.

Связь между выходом z этой схемы и входами x и y описывается соотношением: z = x . y (читается как "x и y" ). Операция конъюнкции на структурных схемах обозначается знаком "&" (читается как "амперсэнд" ), являющимся сокращенной записью английского слова and.

С х е м а ИЛИ

Схема ИЛИ реализует дизъюнкцию двух или более логических значений. Когда хотя бы на одном входе схемы ИЛИ будет единица, на её выходе также будет единица.

Условное обозначение на структурных схемах схемы ИЛИ с двумя входами. Знак "1" на схеме - от устаревшего обозначения дизъюнкции как ">=1" (т.е. значение дизъюнкции равно единице, если сумма значений операндов больше или равна 1). Связь между выходом z этой схемы и входами x и y описывается соотношением: z = x v y (читается как "x или y").

Таблица истинности схемы ИЛИ

С х е м а И-НЕ

Схема И-НЕ состоит из элемента И и инвертора и осуществляет отрицание результата схемы И. Связь между выходом z и входами x и y схемы записывают следующим образом: , где читается как "инверсия x и y". Условное обозначение на структурных схемах схемы И-НЕ с двумя входами

Таблица истинности схемы И-НЕ

x y

Задание №1. Установите, какие из следующих предложений являются логическими высказываниями, а какие - нет (объясните почему):

а) "Солнце есть спутник Земли "; +

б) "2+3 ?4 "; -

в) "сегодня отличная погода "; +

г) "в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 3 432 536 слов "; +

д) "Санкт-Петербург расположен на Неве "; +

е) "музыка Баха слишком сложна "; -

ж) "первая космическая скорость равна 7.8 км/сек "; +

з) "железо - металл "; +

и) "если один угол в треугольнике прямой, то треугольник будет тупоугольным ";

к) "если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей, то он прямоугольный ".

Задание №2. Зарисуйте схемы для данных формул

Задание № 3. Запишите логические формулы для данных схем

а)

б)

в)

г)

Задание № 4. Сделайте вывод о проделанной работе


Практическое занятие №6

Линейные алгоритмы

Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором блоки выполняются последовательно сверху вниз от начала до конца.

На рисунке приведен пример блок-схемы алгоритма вычисления периметра Р и площади S квадрата со стороной длины A.

Разветвляющиеся алгоритмы

Разветвляющийся алгоритм это алгоритм , в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Циклические алгоритмы

Часто при решении задач приходится повторять выполнение операций по одним и тем же зависимостям при различных значениях входящих в них переменных и производить многократный проход по одним и тем же участкам алгоритма. Такие участки называются циклами . Алгоритмы, содержащие циклы, называется циклическими . Использование циклов существенно сокращает объем алгоритма.

Различают циклы с наперед известным и наперед неизвестным количеством проходов.


Сначала производится вход в цикл. После этого начинается его выполнение.

Структура цикла

Структура заголовка цикла

Внутри заголовка счетчику первоначально присваивается значение i = j. Затем выполняется блоки, образующие тело цикла. Обработка блоков внутри цикла производится по часовой стрелке. В результате после первого выполнения тела цикла управление вновь передается заголовку. Здесь к текущему значению счетчика добавится шаг. Теперь, если новое значение счетчика не вышло за свои пределы (т. е. не стало больше своего конечного значения при положительном шаге или меньше конечного значения – при отрицательном шаге), то снова выполняется тело цикла, вновь после возврата к заголовку к счетчику добавляется шаг. Так цикл будет выполняться до тех пор, пока значение счетчика однажды не выйдет за предписанный предел. Как только такой предел будет преодолен, произойдет выход из цикла и управление будет передано блоку, который следует сразу за циклом.

Вернемся к блок-схеме рис. Заголовок ее цикла представлен блоком 4. Роль счетчика цикла играет переменная i, которая должна в цикле изменяться от 1 до N. Поскольку шаг явно не указан, то по умолчанию он подразумевается равным 1. Тело цикла образуют блоки 5 и 6.

Сразу после входа в цикл переменн