Какой должен быть файл подкачки. Как настроить файл подкачки после установки Windows

Файл подкачки, он же своп (по-английски swap), он же виртуальная память - это функция операционной системы, реализованная в виде файла, в который выгружается (записывается) какая-то часть объема информации оперативной памяти при ее переполнении. В случае отключения файла подкачки, или при недостаточности выделенного для него на диске места, могут возникнуть неприятные последствия в виде подтормаживаний и глубоких зависаний операционной системы. Данные проблемы может решить увеличения файла подкачки.

Где находится файл подкачки? Как правило, если не назначено иное место в настройках, то файл подкачки pagefile.sys находится в корне диска C и является скрытым. Размер данного файла не должен быть меньше объема оперативной памяти, установленной в компьютере. В противном случае рекомендуется проверить настройки и при необходимости увеличить место на диске, выделяемой под файл подкачки.

Изменить размер файла подкачки в Windows XP можно следующим образом:

  1. Правой кнопкой мышки кликнуть на ярлык «Мой компьютер» на рабочем столе. В появившемся контекстном меню выбрать пункт «Свойства».
  2. В открывшемся окне под названием «Свойства системы» перейти на вкладку «Дополнительно». В данной вкладке найти раздел «Быстродействие» и нажать на кнопку «Параметры».
  3. Запустится окно с названием «Параметры быстродействия». В нем также необходимо перейти на вкладку «Дополнительно», в которой в разделе «Виртуальная память» кликнуть на кнопку «Изменить».
  4. В появившемся окне, имеющим название, «Виртуальная память» выбрать вариант «Особый размер» и указать исходный и максимальный размеры файла подкачки в мегабайтах. Нажать на кнопку «Ок».
  5. В результате проведенных настроек операционная система должна сообщить, что «для того чтобы сделанные изменения вступили в силу, следует перезагрузить компьютер».
  6. Перезагрузить компьютер, в результате чего получаем увеличенный размер файла подкачки.
В Windows 7 и Vista настройки во многом схожи.

Что касается настройки файла подкачки, то следует сказать о следующем:
  • Минимальный размер файла подкачки желательно устанавливать в полтора раза больше, чем объем оперативной памяти в ноутбуке. Максимальный - в четыре раза больше объема RAM.
  • Использование файла подкачки, даже если установить для него очень большой размер, не избавляет от необходимости увеличения оперативной памяти, так как скорость чтения с диска гораздо ниже скорости получения информации из оперативной памяти. Частично эту проблему решают быстрые SSD диски.
  • Если дисков на компьютере несколько, то своп лучше всего организовать на самом быстром из них.
  • Хорошим выбором настройки файла подкачки является режим «Размер по выбору системы». В данном случае операционная система сама регулирует размер свопа, исходя из своих реальных потребностей.
  • Полезно проводить периодическую дефрагментацию файла подкачки. Но для этого нужно использовать стороннее программное обеспечение, так как стандартными средствами Windows этого сделать нельзя.
Универсального решения по выбору размера файла подкачки нет. Оно будет отличаться как в зависимости от конфигурации самого компьютера, так и набора программ, который используется для выполнения задач.

Здравствуйте уважаемые читатели! Сегодня мы открываем цикл статей про оптимизацию компьютера на ОС Windows. Начнем мы с такой штуки как . В этой статье вы найдёте ответы на такие вопросы: Где находится файл подкачки?; Как правильно настроить файл подкачки?; Как задать оптимальный размер файла подкачки для разных объемов оперативной памяти?. Поехали!

Файл подкачки (pagefile.sys ) - это системный файл на жестком диске (как правило на системном диске) компьютера, который служит как бы дополнением (расширением) к оперативной памяти. Также эту дополнительную память называют виртуальной памятью компьютера.
Виртуальная память - метод управления памятью компьютера для выполнения программ требующих большие объемы оперативной памяти, чем есть реально на компьютере. Недостающую оперативную память такие программы получают из файла подкачки. Другими словами, файл подкачки разгружает оперативную память в периоды её сильной загрузки.
Оперативная память в разы быстрее чем память файла подкачки. Если одновременно запустить несколько приложений в системе, которые потребляют много оперативной памяти, то данные неиспользуемых из них будут выгружены из оперативной памяти в менее быструю виртуальную память. Активные же приложения будут обслуживаться непосредственно оперативной памятью (RAM). Также, если например свернутое приложение развернуть, то данные из виртуальной памяти вновь перейдут в RAM.

Как настроить файл подкачки и изменить его размер?

Грамотная, правильная настройка файла подкачки поможет значительно ускорить работу компьютера . Этим грех было бы не воспользоваться. Где можно его настроить?

  1. Для Windows XP :
    Пуск > Настройка > Панель управления > Система > Дополнительно > Быстродействие > Параметры > Дополнительно > Изменить
  2. Для Windows 7/8/Vista :
    Пуск > Настройка > Панель управления > Система > Дополнительные параметры системы > Быстродействие > Параметры > Дополнительно > Виртуальная память > Изменить

До пункта Быстродействие можно дойти также введя команду sysdm.cpl в командной строке Выполнить (командную строку можно открыть нажав WIN+R).

Если вы все сделали правильно, то должны оказаться в окне Виртуальная память . По умолчанию в Windows 7/8/8.1/10 объём файла подкачки определяется автоматически самой системой.
Как видно на картинке, файл подкачки можно настроить для каждого раздела (и каждого диска) отдельно. Чтобы задать свой размер файла подкачки, нужно:

  1. В самом верху окна снять галочку с пункта Автоматически выбирать объём файла подкачки .
  2. Выберите раздел (либо физический диск) для которого настраивается файл подкачки.
  3. Поставьте переключатель в пункт Указать размер , укажите Исходный размер и Максимальный размер (указывается в мегабайтах)
  4. Обязательно нажмите на кнопку Задать .

Для отключения файла подкачки поставьте переключатель в пункт Без файла подкачки .

Размер файла подкачки Windows. Какой правильный?

На счет оптимального размера файла подкачки есть разные версии. Я выражу свою точку зрения на этот счет, которая основана на моих наблюдениях и опытах с файлом подкачки на различном оборудовании. Она может совпадать с мнениями некоторых IT-специалистов. Я приверженец версии, что если на компьютере установлено 6-8 Гб и более оперативной памяти, то файл подкачки можно вообще отключить . Считаю, что большие объёмы файла подкачки, только тормозит компьютер. Конечно если объём оперативной памяти менее 6 Гб , то лучше конечно задать определенный объём дополнительной виртуальной памяти.
Как правильно задать объём файла подкачки? Минимальный размер файла подкачки должен совпадать с максимальным. Например: 512-512 , 1024-1024 , 2048-2048 - это правильное заполнение, а 512-1024 , 1024-2048 - неправильное заполнение.
Одинаковые показатели минимального и максимального размера файла подкачки, снижают этого файла, а это следовательно ускоряет процесс считывания информации из него.
Теперь, в зависимости от объёма оперативной памяти посмотрим какой размер файла подкачки нужно задать. Есть следующие примерные показатели:

  • оптимальный размер файла подкачки для 512 Mb оперативной памяти, - 5012 Mb ;
  • оптимальный размер файла подкачки для 1024 Mb оперативной памяти, - 4012 Mb ;
  • оптимальный размер файла подкачки для 2048 Mb оперативной памяти, - 3548 Mb;
  • оптимальный размер файла подкачки для 4096 Mb оперативной памяти, - 3024 Mb;
  • оптимальный размер файла подкачки для 8 Гб оперативной памяти, - 2016 Mb;
  • оптимальный размер файла подкачки для 16 Гб оперативной памяти (и больше), - без файла подкачки .

Конечно, это субъективный взгляд и данные показатели не могут быть абсолютно точными, рекомендуемыми, но на практике именно они давали эффект. Вы можете сами поэкспериментировать и найти лучшее сочетание для вашего компьютера. Тут есть и некоторые примечания.

Например:

  1. Некоторые приложения требуют наличия файла подкачки. Отключение его может привести к ошибкам в работе таких приложений. При отключении виртуальной памяти на системном диске, также станет невозможной запись дампа памяти при BSOD"ах (Синий экран смерти).
  2. Если вы, как правило, сворачиваете несколько приложений оставляя их запущенными, а сами переключаетесь на другие, то тут вам тоже может понадобиться большой объём файла подкачки, так как данные свернутых приложений записываются именно в него. Хотя, и здесь все зависит от объема RAM .

Правильное расположение файла подкачки. На каком диске включить?

Если у вас на компьютере несколько физических дисков, то устанавливать файл подкачки нужно на наиболее быстром диске. Считается, что файл подкачки делить на 2 части:

  1. Первая часть на системном диске (разделе) (как раз для записи информации отладочной записи при синих экранах смерти)
  2. Вторая часть на самом быстром диске

При этом система во время работы обращается к наименее загруженному разделу, не трогая первый.
Также рекомендуется, под файл подкачки создавать отдельный раздел, с объёмом памяти равной либо близкой размеру файла подкачки (например 2024мб). Эта хитрость позволяет избавиться от фрагментации данного файла.

Итоги:

Надеюсь приведенные в статье советы помогут вам правильно настроить файл подкачки на вашем компьютере и оптимизирует его работу. Если есть вопросы пишите в комментариях, постараюсь дать на них исчерпывающие ответы.

Выбираем размер файла подкачки

Вопрос о размере файла подкачки довольно часто встречается на различных технических ресурсах, однако однозначных рекомендаций на этот счет нет. Попадаются как советы установить файл подкачки в 1.5-2 раза больше объема установленной памяти, так и полностью отключить его. И то и другое абсолютно бессмысленно с практической точки зрения. Поэтому сегодня речь пойдет о том, что такое файл подкачки (он же своп-файл, он же страничный файл) и как правильно выбрать и настроить его размер.

Чтобы понять, для чего нужен файл подкачки, стоит сначала разобраться в принципах работы памяти в Windows. Поэтому начнем с теории.

Виртуальная память

Как правило, говоря о памяти мы имеем в виду модули оперативной памяти, физически установленные на компьютере, или физическую память . Объем доступной физической памяти жестко ограничен и зависит от возможностей оборудования, разрядности операционной системы и условий лицензирования. Для того, чтобы обойти эти ограничения, в операционных системах Windows используется такой ресурс, как виртуальная память .

Операционная система Windows работает не с физической, а именно с виртуальной памятью. Технически виртуальная память состоит из физической памяти (ОЗУ) и специального файла(-ов) подкачки, объединенных в единое виртуальное адресное пространство. Для каждого запущенного процесса выделяется собственное, отдельное от других процессов адресное пространство в виртуальной памяти, в котором он выполняется и которым управляет. Для обращения к памяти используются указатели на адреса в виртуальном адресном пространстве, при этом сам процесс не в курсе 🙂 того, где именно хранятся его данные — в ОЗУ или в файле, это решает операционная система.

Максимально возможный объем доступной виртуальной памяти зависит от разрядности операционной системы. Так в 32-разрядной системе процесс может адресовать не более 4 гигабайт (2 32) памяти. Для 64-разрядного процесса теоретическое ограничение составляет 16 экзабайт (2 64), а практически в современных 64-разрядных версиях Windows поддерживается адресное пространство объемом до 16 терабайт.

Примечание. Некоторые 32-разрядные версии Windows Server используют технологию PAE, позволяющую адресовать до 64ГБ памяти. Подробнее о PAE можно узнать .

В отличии от физической, виртуальная память имеет гораздо более гибкие ограничения. Это позволяет одновременно выполняться большому количеству процессов, которые не смогли бы поместиться в физической памяти. Таким образом, основная задача механизма виртуальной памяти — расширение доступной памяти компьютера.

Управление памятью происходит примерно так.

Виртуальное адресное пространство поделено на блоки равного размера, которые называют страницами (pages). Отсюда кстати и название page file — страничный файл. Физическая память также поделена на разделы, называемые страничными фреймами (page frames), которые используются для хранения страниц.

Каждому процессу при старте выделяется ″кусок″ адресного пространства в виртуальной памяти. Соответственно в каждый момент времени в памяти находятся страницы из виртуального адресного пространства каждого процесса. Страницы, находящиеся в физической памяти и доступные немедленно, называются действительными (valid pages), а страницы, которые в данный момент недоступны, например находящиеся на диске — недействительными (invalid pages).

При обращении процесса к странице памяти, помеченной как недействительная, происходит страничное прерывание (page fault). При возникновении прерывания диспетчер виртуальной памяти находит запрашиваемую страницу и загружает ее в свободный страничный фрейм физической памяти. Собственно этот процесс и называется подкачкой (paging).

При дефиците физической памяти диспетчер памяти выбирает фреймы, которые можно освободить и переносит их содержимое на диск, в файл подкачки. Принцип переноса такой: когда процесс использовал все выделенные ему фреймы, то при каждом страничном прерывании в этом процессе система удаляет из физической памяти одну из его страниц. Выбор страницы осуществляется по принципу первым пришел — первым ушел (first in, first out, FIFO), т.е. в файл подкачки переносится страница, дольше всех находившаяся в памяти.

У каждого процесса есть свой рабочий набор (working set) — набор страниц, находящихся в физической памяти. Рабочий набор определяет размер физической памяти, выделенной процессу, он имеет минимальный и максимальный размер. В момент запуска процессу назначается минимальный размер рабочего набора, т.е. минимальное количество страниц, которые гарантированно будут находится в оперативной памяти. При достаточном количестве свободной физической памяти процесс может увеличивать свой рабочий набор до размера, равного максимальному рабочему набору. Когда же начинается нехватка памяти, диспетчер виртуальной памяти начинает урезать рабочий набор всех процессов до минимального, удаляя лишние страницы из физической памяти.

После уменьшения рабочего набора процесса до минимума диспетчер памяти отслеживает страничные прерывания, генерируемые каждым процессом. При большом количестве прерываний диспетчер может увеличить размер рабочего набора процесса, при отсутствии — продолжает уменьшать рабочий набор до тех пор, пока не произойдет прерывание. Появление прерывания говорит о том, что достигнут минимальный размер памяти, необходимый процессу для работы. Таким образом достигается баланс между потреблением физической памяти и производительностью.

На самом деле это очень примерное описание работы виртуальной памяти, но для общего понимания его вполне хватит. Поэтому завязываем с теорией и переходим к практике.

Текущие настройки файла подкачки

Посмотреть текущий размер файла можно в оснастке Свойства системы (System Properties). Для этого надо нажать Win+R и выполнить команду sysdm.cpl . Затем перейти на вкладку «Advanced», в поле «Performance» нажать на кнопку «Settings» и в открывшемся окне перейти на вкладку «Advanced».

Здесь указан суммарный размер файла подкачки на всех дисках, а по кнопке «Change» можно перейти к его настройкам.

По умолчанию включено автоматическое управление размером файла подкачки. Это значит, что операционная система создает один файл подкачки pagefile.sys в корне системного диска и устанавливает его размер автоматически, исходя из своих потребностей.

Дамп памяти

Чтобы понять, чем руководствуется система при выборе размера файла подкачки, опять перейдем к теории и обратимся к такому понятию как дамп памяти (memory dump). Дело в том, что кроме расширения физической памяти файл подкачки имеет еще одно назначение — он используется при создании аварийных дампов памяти при сбоях системы. Происходит это следующим образом.

Во время загрузки операционная система создает карту секторов, занимаемых на диске файлом подкачки и сохраняет ее в памяти. При сбое системы проверяется целостность этой карты, драйвера диска и управляющей структуры дискового драйвера. Если целостность их не нарушена, то ядро системы вызывает специальные функции ввода\вывода, предназначенные для сохранения образа памяти после системного сбоя и записывает данные из памяти на диск, в файл подкачки, используя сохраненную карту секторов.

При следующей загрузке системы диспетчер сеанса (Session Manager Subsystem Service , SMSS) инициализирует файл подкачки и проверяет наличие в нем заголовка дампа. Если заголовок есть, то данные копируются из файла подкачки в файл аварийного дампа и делается соответствующая запись в системном журнале.

Соответственно при автоматическом управлении файлом подкачки система ориентируется на настройки создания аварийного дампа памяти, выбирая размер файла в соответствии с типом дампа:

Полный дамп памяти (Complete memory dump) — в дамп записывается все содержимое оперативной памяти на момент сбоя, поэтому размер файла подкачки должен быть равен размеру физической памяти + 1Мб (для заголовка). Этот тип выбирается по умолчанию при количестве физической памяти меньше 4ГБ;
Дамп памяти ядра (Kernel memory dump) — в дамп записывается только память, выделенная для ядра ОС, драйверов устройств и приложений, работающих в режиме ядра. Дамп ядра занимает гораздо меньше места, чем полный дамп, при этом его как правило достаточно для определения причин сбоя. Этот тип дампа выбирается по умолчанию для систем с объемом ОЗУ 4ГБ и более. Минимальный размер файла подкачки должен составлять примерно 1/3 от объема физической памяти;
Малый дамп памяти (Small memory dump) — мини-дамп, в котором содержатся минимально необходимые данные: стоп-код и описание ошибки, список загруженных драйверов и информация о запущенных в момент сбоя процессах. Этот дамп требует файл подкачки не менее 2Мб;
Автоматический дамп памяти (Automatic memory dump) — новый тип дампа, появившийся в Windows 8\Server 2012 и более новых. На самом деле это тот же дамп ядра, единственная разница в том, что он позволяет системе динамически управлять размером файла подкачки, выбирая наиболее оптимальный размер.

Настройки дампа памяти находятся в расширенных свойствах системы, в разделе Загрузка и восстановление (Startup and Recovery). Здесь можно один из четырех типов дампа либо совсем отключить его создание.

Даже зная настройки дампа и объем физической памяти, не получится точно сказать, какого размера файл подкачки создаст система. Поэтому я решил немного поэкспериментировать, для чего взял в качестве подопытных 2 системы — клиентскую Windows 8.1 (x64) и серверную Windows Server 2012 R2 и проверил, как размер файла подкачки зависит от объема физической памяти и настроек дампа. Вот что получилось:

Как видите, размер файла напрямую зависит не только от объема ОЗУ и настроек дампа, но и от типа операционной системы. Кроме того, отключение дампа не означает полное отсутствие файла подкачки.

Также стоит напомнить, что это начальные значения. При нехватке виртуальной в процессе работы памяти система может увеличивать файл подкачки вплоть до максимального значения, которое при автоматической настройке составляет 3 объема физической памяти.

Определение необходимого размера файла подкачки

Хотя размером файла подкачки и можно управлять через настройки дампа памяти, однако это не самый прямой способ. Гораздо правильней настроить размер файла вручную. Остается только выяснить, какой размер можно считать достаточным.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Единственный способ более-менее точно установить размер файла подкачки — это собрать в данной конкретной системе данные по потреблению памяти и использованию файла подкачки, выяснить, какой максимальный объем памяти может быть занят службами\приложениями и насколько реально используется файл подкачки. На основании полученных данных и следует выбирать размер файла.

Оперативно оценить текущее потребление виртуальной памяти можно в Task manager, в разделе Performance (производительность). В поле Commited показано отношение используемой виртуальной памяти к ее общему количеству. В моем примере на компьютере установлено 64Гб оперативной памяти и такого же объема файл подкачки. Текущий объем виртуальной памяти составляет 128Гб, занято 65Гб. Из них 62,4Гб приходятся на оперативную память и 2,6Гб на файл подкачки.

Также для сбора информации можно воспользоваться счетчиками производительности. Счетчики предоставляют больше информации, а также позволяют собрать статистику за определенное время, что позволит более точно определить потребности системы в виртуальной памяти. Нам потребуются следующие счетчики производительности:

Memory, Commited Bytes — этот счетчик показывает, какое количество байт в виртуальной памяти занято текущими процессами. Когда значение Commited Bytes превышает объем физической памяти, система начинает активно использовать файл подкачки;
Memory, Available Bytes — объем свободной физической памяти на компьютере. Этот параметр показывает загруженность оперативной памяти, а чем меньше физической памяти остается, тем активнее система использует файл подкачки.
Memory, Commit Limit — значение, равное сумме объема оперативной памяти и текущего размера файла подкачки. По другому — максимальное количество виртуальной памяти, которое может быть выделено всем процессам без увеличения размера файла подкачки.
Memory, %Commited Bytes In Use — показывает процент использования виртуальной памяти. Представляет из себя отношение Commited Bytes \Commit Limit.
Paging File, %Usage — процент использования файла подкачки, текущее значение.
Paging File, %Usage Peak — процент использования файла подкачки, пиковое значение.

Для более глубокого анализа потребления памяти можно дополнительно использовать такие счетчики:

Memory, Page Fault\sec — количество страничных ошибок (прерываний) в секунду при обращении к страницам памяти. Напомню, что страничное прерывание возникает при обращении к странице памяти, которая была выгружена на диск.
Memory, Pages\sec — показывает, сколько страниц в секунду было прочитано\записано в рамках страничного прерывания. Проще говоря, этот счетчик показывает интенсивность обмена данными между оперативной памятью и файлом подкачки. Представляет из себя сумму счетчиков Pages Input\sec и Pages Outpit\sec .
Process, Working Set — показывает текущее использование физической памяти активными процессами. Значение Total выдает суммарный объем по всем процессам, но можно вывести данные отдельно и по каждому конкретному процессу. Этот счетчик не имеет прямого отношения к файлу подкачки, но может помочь при диагностике проблем с производительностью.

Как видно на примере, 64-гигабайтный файл подкачки реально используется всего на 2-3%. То есть для нормальной работы с избытком хватит файла подкачки размером 4Гб. И это при том, что сервер очень прилично нагружен, для менее загруженного компьютера цифры будут еще меньше.

Отдельно стоит упомянуть о выборе размера файла подкачки для компьютеров с ролью Hyper-V. Дело в том, что в силу особенностей архитектуры гипервизор не использует файл подкачки для виртуальных машин даже в случае нехватки физической памяти. На серверах Hyper-V файл подкачки нужен исключительно для целей хостовой системы, в которой используется лишь небольшая часть ОЗУ (обычно не более 2-4ГБ). Поэтому создавать файл подкачки, исходя из общего объема физической памяти в данном случае абсолютно бессмысленно.

Настройка

Определив необходимый размер, переходим непосредственно о настройке. Для изменения размера файла подкачки открываем свойства виртуальной памяти и отключаем автоматический выбор размера. Затем в поле «Drive» выбираем логический диск, на котором будет располагаться файл, выбираем опцию «Custom size», указываем начальный и максимальный размер файла подкачки и жмем «Set». Для того, чтобы изменения вступили в силу, после настройки может потребоваться перезагрузка системы.

Для файла подкачки существуют некоторые ограничения:

Максимальный размер файла может быть не более 16ТБ для 64-битной и не более 4ГБ для 32-битной системы;
Можно создавать до 16 файлов подкачки, но каждый должен быть расположен на отдельном томе (логическом диске);
Для возможности создания аварийного дампа памяти необходимо, чтобы файл подкачки (хотя бы один) находился на системном диске.

Для автоматизации процесса настройки можно использовать вот такой PowerShell скрипт (подставив свои значения):

# Disable automatic management for pagefile
$ComputerSystem = Get-WmiObject -Class Win32_ComputerSystem -EnableAllPrivileges
if ($ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile) {
$ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile = $false
$ComputerSystem.Put()
}
# Set manual size for pagefile
$PageFile = Get-WmiObject -Class Win32_PageFileSetting -EnableAllPrivileges
$PageFile.InitialSize = 4096
$PageFile.MaximumSize = 8192
$PageFile.Put()

Заключение

В заключение некоторые практические советы, которые могут помочь в настройке.

При ручной настройке необходимо указать начальный и максимальный размер файла. В этом случае система создает файл начального размера, при необходимости увеличивая его до тех пор, пока он не достигнет максимального. При увеличении размера возможна фрагментация файла подкачки, что скажется на его быстродействии. Для борьбы с фрагментацией можно изначально указать начальный и максимальный размер одинаковыми. Тогда система сразу выделит под файл все необходимое место, а статический размер файла исключит возможную фрагментацию в дальнейшем.
Для увеличения производительности системы файл подкачки можно перенести на другой раздел. Уточню, что переносить файл стоит только на раздел, находящийся на другом физическом диске. Размещение файла подкачки на дополнительном раздел одного и того же диска не приведет к повышению быстродействия. На практике имеет смысл перенос файла подкачки на отдельный SSD-диск, это может дать заметный прирост производительности.
Еще один теоретический 🙂 способ повысить скорость работы с файлом подкачки — разместить его на отдельном, специально выделенном только под него разделе, для которого установить размер кластера 64Кб (вместо 4Кб по умолчанию). При работе с большими файлами (такими, как файл подкачки) большой размер кластера может повысить производительность файловой системы. Чем больше размер кластера, тем большими блоками читаются\пишутся данные, соответственно для одинакового объема данных при размере кластера 64Кб потребуется в 16 раз меньше операций чтения\записи, чем для 4Кб.
Кое где встречаются советы полностью отключить файл подкачки. Действительно, в отдельных случаях это может дать некоторый прирост производительности, хотя лично я не вижу в этом большой пользы. Как можно убедиться с помощью счетчиков производительности, при наличии свободной физической памяти ОС и так использует файл подкачки по минимуму, поэтому прирост будет незначительный. Если же при отключенном файле подкачки в процессе работы закончится физическая память, то приложение, потребляющее память, будет остановлено, что чревато сбоем в работе и потерей данных. Кроме того, при отсутствии файла подкачки Windows не сможет сохранить дамп памяти в случае сбоя.
И последнее. Манипуляции с файлом подкачки не особо сильно влияют на производительность системы в целом. Повторюсь, при достаточном количестве физической памяти файл подкачки используется по минимуму. Если же в системе постоянно не хватает памяти и она активно использует файл подкачки, то в первую очередь стоит подумать о расширении физической памяти.

Прежде, чем обсуждать файл подкачки Windows 7 и его оптимальный размер, совершим небольшой экскурс в историю. В ранних продуктах Microsoft понятие виртуальной памяти отсутствовало. И операционная система, и загружаемые драйвера, и программы пользователя размещались в оперативной памяти компьютера размером в 640 Кб. Сегодня эти цифры выглядят смешно, а в то время этого объема RAM было вполне достаточно для работы и развлечений.

Некоторые системы программирования предоставляли собственные механизмы виртуализации памяти – так называемые «оверлеи». Если программа занимала чрезвычайно большой объем памяти, то она разбивалась на отдельные модули, периодически подгружаемые с жесткого диска и выгружаемые на него, если потребности в них в этот момент не имелось. Оверлеи – предтеча виртуальной памяти в Windows, но реализуемая не на уровне ОС, а на уровне самой программы.

Впоследствии объем доступной MS-DOS оперативной памяти увеличился сначала до 1 Мб, а затем и до 16 Мб. Но и размеры программных продуктов от него не отставали. Стали появляться трехмерные игры и прочее ПО, поглощающее очень большие ресурсы. С появлением Windows ситуация еще более усложнилась. Теперь уже сама Windows стала «отъедать» столько памяти, что на размещение некоторых программ ее просто не оставалось.

Было принято радикальное решение – организовать виртуальную память на диске, в виде отдельного файла подкачки. Операционная система сама определяла, когда нужно выгрузить часть оперативной памяти на диск, а когда вернуть часть ее обратно в RAM. Несмотря на то, что современные персональные компьютеры могут обладать гигантскими объемами оперативной памяти – потребность в файле подкачки все еще остается.

Особенно остро эта потребность ощущается при работе с мультимедиа и потоковым видео. Например, при просмотре кинофильмов с высоким разрешением прямо из сети или при обработке видеоданных. В нашей заметке мы опишем, как правильно выставить файл подкачки и отдельные его параметры.

Размеры файла подкачки

Главное требование к размеру файла подкачки (pagefile.sys) – его достаточность для исполнения программ пользователя. Если размер файла будет слишком мал, а программа займет слишком много места в памяти, то частично выгрузить ее на диск не получится. Система немедленно отреагирует на это сообщением об ошибке переполнения RAM. Выход из этого положения – увеличить объем файла подкачки. Сделать это можно следующим образом:

В этом же окне можно настроить и другие характеристики подкачки. Указать раздел жесткого диска для его размещения, потребовать от Windows, чтобы она сама определила нужный размер этого файла. Или вовсе отказаться от его использования в том случае, если на вашем компьютере размещено много планок оперативной памяти.

Приведем несколько рекомендаций относительно правильного конфигурирования подкачки:

  • При наличии в системе нескольких жестких дисков, файл подкачки следует установить на наиболее производительном устройстве. Объяснять, почему это так не нужно – чем более быстрый диск, тем быстрее происходит обмен между диском и памятью. А значит ждать, пока система подгрузит недостающие куски программы или данных, придется меньше.
  • Рекомендуется выставлять файл подкачки на том же разделе, где установлена сама ОС.
  • Нежелательно выставлять флажок «По выбору системы». Будет лучше, поставить размер вручную.
  • После изменения настроек виртуальной памяти обязательно перезагрузите компьютер.
  • Очень полезно периодически производить дефрагментацию диска. Она улучшает целостность файловой системы и обеспечивает более быстрый доступ к дисковой, а значит, и виртуальной памяти.

Соблюдайте эти правила неукоснительно, и ваша система станет работать лучше.

Если памяти в системе много

На вопрос: сколько ставить виртуальной памяти? – трудно дать однозначный ответ. Многое зависит от размеров RAM компьютера

Если оперативки мало, то имеет смысл сделать pagefile.sys побольше. Если, наоборот, компьютер современный и производительный – следует уменьшить размер файла вдвое, а то и втрое от исходного, того который выставляет сама Windows. Ведь лишние операции с диском лишь тормозят работу системы.

При объеме памяти от 4 Гб потребность в ее виртуализации практически исчезает. А на современных компьютерах такие объемы нередкость. Приведем небольшую табличку соответствия размеров RAM размерам файла подкачки:

  • 512 Мб: 2248 Мб.
  • 1024 Мб: 2048 Мб.
  • 2048 Мб: 1512 Мб.
  • 4096: 1024 Мб.
  • 8 Гб: не нужен.

На эти данные вы можете ориентироваться в процессе настройки. Из таблички видно, что если RAM > 8 Гб, то в окне настроек можно смело выставить флажок «Без файла подкачки». Разумеется, указанные значения носят усредненный характер, т. е. рассчитаны исходя из потребностей среднестатистического пользователя. Если вы работаете с большими объемами данных, приведенные числа можно увеличить.

Также потребность в виртуализации сильно зависит от характера деятельности и привычек конкретного пользователя. Если вы привыкли одновременно запускать много приложений, то потребность в виртуализации заметно выше, чем при более экономной работе. Также существует ряд приложений, обязывающих систему включать подкачку в принудительном порядке. В этом случае без нее не обойтись.

Как проверить скорость диска?

Выше мы упоминали, что размещать файл подкачки следует на наиболее быстром жестком диске. Если в системе такой диск один, то и говорить не о чем – в настройках укажите раздел с установленной ОС. Если дисков больше одного, встает проблема определения наиболее производительного устройства. Если один из винчестеров старый, а другой современной модели, то выяснять нечего, а вот если оба они выпущены примерно в одно и то же время, то сказать заранее ничего нельзя.

Нужен инструмент для тестирования винчестеров на производительность. Таких программ в сети достаточно. Мы предлагаем обратить внимание на утилиту под названием «HD Tune». Скачать ее можно по адресу: http://hdtune.com/. Тут же на сайте производителя программы можно ознакомиться особенностями ее использования. Главное окно программы выглядит как на рисунке ниже:

Есть платная и бесплатная версии программы. Для определения скорости чтения\записи диска достаточно бесплатной версии. На верхней панели окна программы имеется список всех установленных в системе винчестеров. Пользователю предлагается выбрать один из них и нажать на кнопку «Start». Утилита произведет тестирование винчестера и выдаст отчет о его производительности. То же самое нужно проделать и с остальными дисками, а затем сравнить полученные результаты на предмет обнаружения наиболее быстрого устройства.

Сегодня, наверное, трудно найти пользователя современных компьютерных систем, работающих под управлением ОС Windows (и Win7 в частности), которые бы так или иначе не сталкивались с понятием файла подкачки (он обозначается как Pagefile.sys и является системным). Давайте посмотрим, что он представляет собой на самом деле, а также определим его наилучший размер для оптимизации производительности системы. Какой оптимальный размер Windows 7 рекомендуется установить, сейчас и будет выяснено.

Что такое файл подкачки?

Для начала немного теории. Собственно, сам файл подкачки, присутствующий в любой «операционке» Windows, является как бы дополнительным средством увеличения размера оперативной памяти компьютера, когда ее собственного объема не хватает для выполнения некоторых «тяжеловесных» в плане системных ресурсов задач или обработки большого количества данных (например, вычислений с плавающей запятой, что большей частью касается современных игр и приложений мультимедиа).

На самом же деле в этом файле прописывается весь тот «хлам», который подлежит обработке, если оперативной памяти недостаточно. Иными словами, сам объект отвечает за резервирование места на жестком диске для выполнения некоторых операций. Иными словами, когда «оперативка» чересчур перегружена, данные сбрасываются на винчестер, где и происходит обработка.

Но тут важно понимать один главный аспект: дело в том, что обращение системы к оперативной памяти производится намного быстрее, чем к жесткому диску, обладай он сколь угодно быстрой скоростью вращения шпинделя (от чего, кстати, и зависит скорость считывания данных). К сожалению, Windows 7 оптимальный размер файла подкачки определяет самостоятельно. И это не всегда есть хорошо.

Дело в том, что разработчики самой системы постарались установить размер резервированного пространства, так сказать, в некоем универсальном варианте для всех возможных конфигураций. Но если учесть особенности установленного оборудования (зачастую даже нестандартного), тут может возникнуть множество проблем. Сам же файл подкачки Windows 7, оптимальный размер которого установлен самой «операционкой», может не справляться с возложенными на него задачами. Но об этом чуть позже.

Доступ к функциям изменения размера файла подкачки и способы оптимизации

Настройка и изменение размера самого файла производятся в стандартной «Панели управления». Там изначально выбирается раздел настроек и безопасности, затем - меню «Система». Слева в окне имеется гиперссылка на дополнительные параметры. Кликнув по ней, можно получить доступ к основному окну настройки. Здесь используется вкладка «Дополнительно» и осуществляется переход на изменение настроек нажатием кнопки «Параметры».

Тут, опять же, есть вкладка «Дополнительно», в меню которой присутствует строка «Виртуальная память» и кнопка «Изменить». Нажимаем ее и переходим к настройке.

Сразу видно, что по умолчанию установлен определенный размер, поскольку задействована строка автоматического выбора. Теперь снимаем с нее галочку и пытаемся поменять установленный размер по своему усмотрению. Вот тут-то и начинаются подвохи.

Дело в том, что некоторые пользователи имеют твердо укоренившееся мнение о том, что большая установленная размерность будет способствовать более быстрой обработке данных. Абсолютный нонсенс! При слишком большом заданном размере система просто начнет игнорировать оперативную память и все больше обращается к зарезервированной области жесткого диска. А это, как уже было сказано, происходит со скорость, меньшей, чем при доступе к «оперативке». Но и сама система при использовании оперативной памяти способна резервировать порядка 30 % ресурсов, дабы не обращаться к файлу подкачки.

Зачем нужно менять параметры и настройки файла подкачки

Теперь посмотрим на оптимальный размер файла подкачки Windows 7 x64 для игр или для выполнения некоторых ресурсоемких операций. В принципе, в данном случае (архитектура 32 или 64 бита) в общем-то роли не играет. Если кто еще не понял, все зависит только от количества установленных планок «оперативки», то бишь ее объема.

Вообще многие специалисты не рекомендуют выставлять слишком большой размер, но и отключать файл подкачки в большинстве случаев не стоит (разве что при наличии оперативной памяти более 8 Гб). Самым лучшим решением станет ручная установка размера на уровне половины от имеющегося стандартного значения. Специалисты Microsoft не советуют заниматься подобными вещами, считая, что это повредит всей системе в целом. Как показывает практика, ничего подобного не наблюдается. Можно вообще отключить задействование резервной области винчестера, и это никак не скажется на работоспособности или производительности системы. Кстати, и игра, запущенная с жесткого диска (а не с оптического носителя), не будет выдавать ошибок, а обработка той же трехмерной графики будет производиться намного быстрее.

Windows 7: оптимальный размер файла подкачки (общепринятые стандарты)

Теперь давайте посмотрим на общепринятые параметры, предлагаемые для размера файла подкачки в «семерке». Для этого стоит просто взглянуть на следующую таблицу.

Как видно из вышеприведенных данных, чем больше планок оперативной памяти установлено, тем меньший размер имеет резерв дискового пространства. Однако, если говорить о некоторых специфичных задачах или современных играх, данные параметры можно изменять (все зависит от требований, предъявляемых самим приложением, а также от имеющейся конфигурации).

Стандарты стандартами, но закономерно возникает вопрос: а следует ли придерживаться общепринятых правил?

Сразу стоит обратить внимание на отзывы пользователей. Так, например, многие утверждают, что оптимальный размер файла подкачки Windows 7 x32 (4 Гб «оперативки») можно устанавливать ниже значения по умолчанию, а то и отключить использование резерва вовсе. Но и это еще не все. Даже при наличии всего 1-2 Гб «оперативки» (если работать, скажем, только с офисными документами), задействовать файл подкачки не стоит вообще. Его включение принесет только вред, поскольку, как уже понятно, система будет обращаться к винчестеру чаще, чем к «оперативке», что, в свою очередь, может вызвать достаточно сильное «торможение».

Оптимальный размер файла подкачки Windows 7 (x64): реальное использование

В принципе, если разобраться, такие приложения работаю достаточно эффективно, позволяя должным образом изменять настройки и устанавливать для той же системы Windows 7 оптимальный размер файла подкачки, правда, при условии запуска от имени администратора.

Что в итоге?

В заключение остается добавить, что вышеописанные действия стоит предпринимать только на свой страх и риск. Хоть в Windows 7 оптимальный размер файла подкачки по большому счету особой-то роли не играет (чаще всего современные компьютерные системы имеют достаточно мощную конфигурацию), тем не менее изменять его размер, скажем, в сторону увеличения не рекомендуется. Проще всего просто его отключить, ничего страшного не произойдет, уж поверьте.