Разница между UI и UX: определение терминов. UX-дизайн – подробное руководство Продукт должен всегда развиваться

Для создания лучших шоколадных пирожных потребуется как UX, так и UI. Я серьезно. Для начала, вам потребуется рецепт, ингредиенты, кухонная посуда и духовка. Затем: смешиваем, выпекаем, нарезаем, раскладываем по тарелкам, подаем и едим.

Но что из этого UX, а что UI? Процесс изготовления – это UX, а процесс раскладывания по тарелкам и подачи к столу — UI.

А как насчет поедания? Это UX; кроме случаев, когда это не UX. Получит ли потребитель другой опыт, если пирожные будут поданы сразу со сковородки или красиво разложены на тарелке? Я бы сказал, да, последнее было бы предпочтительнее.

В этой статье я поделюсь с вами пятью отличиями между UX и UI дизайном. Будем надеяться, что к ее окончанию, вы будете иметь о них лучшее представление. Сразу скажу, что, хотя вы и заметите отличия – некоторые из них будут очень похожи друг на друга.

С этой оговоркой, давайте взглянем на некоторые различия между ними.

UX – это не UI

UX дизайн, или дизайн пользовательского опыта, это процесс, с помощью которого определяется необходимость. Затем рисуется грубый прототип, который позже подтверждается (или нет) путем тестирования. Когда подтверждается и бизнес-модель, и предложение ценности — продукт готов.

Об UI, или дизайне пользовательского интерфейса можно думать так:

Дизайн пользовательского интерфейса = Визуальный дизайн + Дизайн взаимодействия.

Визуальный дизайн – это то, как сайт выглядит, его личность, если угодно; бренд. Дизайн взаимодействия – это то, как люди взаимодействуют с вашим сайтом. Когда кто-то нажимает кнопку, изменяется ли она таким образом, чтобы дать понять, что она нажата?

И хотя и UX, и UI дизайнеры создают взаимодействия, UX дизайнеров можно считать архитекторами макровзаимодействий, а UI дизайнеров – создателями микровзаимодействий, занимающихся деталями.

По словам дизайнера Ника Бабича:

«Лучшие продукты хорошо справляются с двумя вещами: функциями и деталями. Функции – это то, что привлекает людей к вашему продукту. Детали – это то, что их удерживает».

UX дизайнер, скорее будет разрабатывать потоки пользователей, шаги, которые пользователь предпримет, чтобы, например, подписаться на рассылку. Каким шагам они будут следовать и как они поймут, что всё удалось?

Затем проект переходит UI дизайнеру. UI дизайнер усовершенствует эти взаимодействия добавляя цвет и подчеркивая оригинальный дизайн, давая им подсказки, и показывая направление к новостной рассылке.

UI делает интерфейсы красивыми

Полезный продукт удовлетворяет потребность, с которой еще не сталкивался рынок. Процесс исследования UX дизайнера включает в себя конкурентный анализ, разработку персон, а затем создание минимально жизнеспособного продукта; продукта, который будет ценным для вашей целевой аудитории. Это подтверждается путем тестирования на протяжении всего жизненного цикла продукта.

После того, как потоки пользователей и ваерфрэймы запрототипированы и протестированы, процесс переходит к UI дизайнеру – его задачей будет заставить всё это красиво выглядеть. Это включает в себя выбор цветовой схемы и оформления, которое будет и красивым, и простым в использовании. Тем не менее, выбор цвета, оформление и взаимодействия основываются не на личных предпочтениях дизайнера, а на четко сформулированных причинах, специфических для персон, разработанных UX дизайнерами. С их помощью UI дизайнеры реализуют визуальную иерархию, которая послужит для пользователей проводником, объясняющими им что и когда делать, чтобы достичь своей цели.

Хорошо продуманная иерархия будет выделять одну главную цель на странице давая пользователям понять, где на сайте они находятся, и что они могут сделать в любой данный момент времени. Иерархия справится с этим при помощи конвенций и шаблонов, уже знакомых пользователям. Эти шаблоны будут подсказывать пользователям направление.

UX помогает пользователям достигать целей

UI создает эмоциональные связи

Люди приходят на ваш сайт, чтобы что-то сделать. Возможно кто-то ищет собачку для маленькой квартиры.

UX сторона вещей может смотреть на людей, как на любителей собак и пытаться понять, что для них важно. Что они ценят, или что им нужно при поиске помощи в выборе своего пушистого друга? Чтобы понять это, они начинают работу. Они задают вопросы, наблюдают за людьми, опрашивают их, могут сделать прототипы и несколько партизанских тестирований, чтобы посмотреть, смогут ли они им помочь.

После того, как вы настроили основное юзабилити, согласно Аарону Уолтеру, автору книги «Дизайн для эмоций», лояльность ваших пользователей будет зависеть от личности вашего интерфейса. Яркий дизайн может привлечь к вашему сайту людей, они даже могут задержаться, если там можно что-то сделать. И когда образуется личная связь – они на крючке. Заставляет ли ваш интерфейс их смеяться? Цепляет ли он их? Насколько он дерзкий? Аарон говорит: «Люди простят ваши недостатки, последуют за вами, и будут петь вам дифирамбы, если вы наградите их положительными эмоциями.» Вот здесь вступает UI дизайнер.

Сначала создается UX дизайн

Потом (иногда) создается дизайн UI

Как UX и UI дизайнеры работают вместе на протяжении процесса проектирования?

Как правило, UX дизайн и исследование являются первыми шагами при решении вопроса создания продукта или приложения. UX дизайнеры проводят большую часть исследований, которые позволяют подтвердить или опровергнуть первоначальные идеи продукта и направить его развитие.

После того, как прототип был несколько раз протестирован, и уже почти готов, вступает UI дизайнер и начинает работать над визуальным дизайном и микровзаимодействиями.

Однако этот путь не всегда линеен, и зависит от многих факторов. Например:

  • Кто занимается UX и UI?
  • Один и тот же человек, или кто-то другой, и другая команда?

UX используется во всех продуктах, интерфейсах и услугах

UI относится только к интерфейсам

Дизайн пользовательского опыта – это обширная сфера, и с каждым днем она становится все более популярной. В настоящее время, не только компании, использующие веб, но и многие другие, разрабатывающие продукты или предоставляющие услуги начинают улавливать ценность понимания своих пользователей и подтверждения гипотез, до начала процесса создания.

Дизайн пользовательских интерфейсов предназначен для пользовательских интерфейсов. Это не означает, что он ограничен графическим пользовательским интерфейсом компьютеров, планшетов, и мобильных устройств. В наши дни интерфейсы можно встретить во многих других продуктах, таких, как часы, стиральные машины, приборные панели в автомобилях, торговых автоматах, и многом другом.

Недавно я читал о приложении на iPhone, которое разблокирует дверь вашего автомобиля. Оказывается, этот набор взаимодействий занимает гораздо больше шагов, чем просто использование ключа, для открывания двери. Разрабатываем ли мы для интерфейса, или опыта, мы должны позаботиться о том, чтобы наши пользователи оставались в самом сердце этого процесса.

Выводы

Почти невозможно отделить UX от UI или UI от UX.

Но если попытаться, то можно заключить, что:

  • UX дизайн помогает пользователям выполнять задачи в среде различных платформ и услуг.
  • UI дизайн создает привлекательные и эстетичные интерфейсы, которые соединяются с людьми.

Перевод статьи Дона Склехта

О том, как стать дизайнером.

Моя подруга однажды призналась, что она всегда хотела стать дизайнером, но упустила возможность стать им. Я быстро заверила ее, что начать никогда не поздно и я тому была лучшим подтверждением. На самом деле, многие дизайнеры смогли научиться UX дизайну без какого-либо формального обучения.

Вот как у меня все это происходило, шаг за шагом:

1. Поймите все направления Дизайна

Есть визуальные дизайнеры, дизайнеры взаимодействий, дизайнеры пользовательского опыта (UX), дизайнеры интерфейсов (UI), продуктовые дизайнеры, графические и так далее. Есть и универсалы, которые знают всего понемногу. Начините с того, что бы выяснить, какая специализация вас интересует.

2. Читайте статьи по UX/UI дизайну по пути на работу

4. Сделайте перерыв, когда столкнетесь с трудностями

рано или поздно вы столкнетесь с тем, что будете запутаны, побеждены и перегружены – купите себе латте пожалуйста! Поощряйте себя за ту тяжелую работу, которую вы вкладываете в вашу страсть. Оставайтесь позитивными.

Я с улыбкой вспоминаю день, когда я смущенно призналась своему другу, что понятия не имею, как работать инструментом «перо» (вам будет смешно через несколько месяцев). Мой друг и я получили работу в одной компании год спустя и до сих пор улыбаемся, вспоминая день, когда в буквальном смысле потратили 8 часов, рисуя фигуры в Photoshop.

5. Читайте хорошие книги.

6. Найдите дизайнера, который знает как делать и спрашивайте его иногда

Я не говорю «найдите ментора». Я не верю в менторов, так как я думаю, что люди слишком заняты работая над исполнением собственных мечтаний. Я никогда не ожидала, что кто-то еще будет вкладывать много сил в мою карьеру, но я нашла несколько превосходных друзей, которым я могу быстро задать вопрос или угостить кофе, когда мне нужен совет.

7. Вдохновлятесь

Слушайте Матиаса Дуарте, вице-президента по дизайну Android, и его рассказы о материальном дизайне .

Смотрите работы на Dribbble, The Best Designs и Awwwards. Сделайте вдохновение приоритетной задачей. Оно поможет вам понять UX шаблоны, визуальный дизайн и придаст вам сил.

8. Работайте над несуществующими проектами

Если ваша цель – стажер или позиция начального уровня в UI/UX дизайне, то вам нужно что-то показать работодателю. Это самый сложный шаг, это как спрыгнуть со скалы. Вряд ли вы будете готовы начать работу над проектом, но сделайте это, так или иначе. Попытайтесь создать порфтолио в Sketch или Illustrator, начните с пользовательских потоков, вайрфреймов, взаимодействий и, наконец, полноценного мокапа. После этого переделайте сайт, которому это просто необходимо. Создайте собственное приложение со списком задач. Создайте приложение по доставке. Продолжайте создавать то, что волнует вас.

Какова разница между UI (user interface, пользовательский интерфейс) и UX (user eXperience, пользовательский опыт)?

Если бы у нас было 30 секунд на объяснение, мы бы дали такое блиц-описание.

На самом базовом уровне пользовательский интерфейс представляет собой ряд экранов, страниц и визуальных элементов, таких как кнопки и иконки, предназначенных для взаимодействия с устройством.

Пользовательский опыт, с другой стороны, — это внутренний опыт, получаемый человеком при взаимодействии с каждым аспектом продукта компании.

Плохой UX: «Я ненавижу всех! Включая тебя!». Великолепный UX: «Люблю жизнь! И тебя! И щеночков!».

Однако данное объяснение не является всеобъемлющим. Копнем немного глубже в область UI и UX для лучшего понимания различий между ними.

В 1970-е годы, если вам требовалась помощь компьютера, вы должны были использовать интерфейс командной строки, выглядевший следующим образом:

Вы не могли купить компьютер с графикой, иконками, кнопками или мышкой — их еще просто не было в продаже. Чтобы заставить компьютер делать то, что нужно, вы должны были говорить с ним на языке программирования.

Затем в 1981 году группа специалистов в области вычислительной техники компании Xerox PARC разработала и запустила Xerox Star — персональный компьютер с самым первым графическим пользовательским интерфейсом (Graphical User Interface, GUI). Он использовал окна, иконки, раскрывающееся меню, (Radio Buttons) и чекбоксы (Checkboxes, флажки для выбора функций). Пользователи теперь могли открывать, перемещать и удалять файлы:

Возможно, тот прототип не мог сравниться с компьютерами, доступными сегодня. Но на ранних стадиях развития персональных вычислительных машин внедрение GUI было революцией.

Оно означало, что вам больше не нужно было полагаться на знание кода для использования компьютеров, и это сделало их гораздо более доступными для масс.

Команда компании Apple Computer продолжила свое развитие и расширение именно на базе идеи GUI. И в 1984 году они выпустили Macintosh, ставший первым коммерчески успешным десктопным компьютером. Он имел интерфейс с несколькими окнами и мышку, работавшую по принципу «наведи и кликни» (point-and-click).

Появление GUI вызвало потребность в новом типе дизайнеров — тех, кто работал с графическим интерфейсом персональных компьютеров. И именно тогда UI-дизайнеры вышли на широкую сцену.

Эта область развивалась на протяжении последних нескольких десятилетий, и она будет продолжать эволюционировать в будущем.

Проектировщики UI сегодня работают над веб-сайтами, приложениями, так называемыми «носимыми» гаджетами (wearables) и программами. Пожалуй, на них также лежит ответственность за возникновение таких вещей, как визуальные элементы страниц или экранов системы, а также дизайн интерфейса цифровых продуктов.

Что такое пользовательский опыт?

Термин «пользовательский опыт» был придуман ученым-когнитивистом Доном Норманом (Don Norman) в начале 1990-х, когда он был вице-президентом группы разработки новейших технологий в компании Apple.

Вот как звучит определение Нормана: «Пользовательский опыт охватывает все аспекты взаимодействия конечного пользователя с компанией, ее услугами и ее продукцией».

Объясняя происхождение термина, Норман писал:

«Я придумал термин, потому что такие понятия, как «интерфейс человек-компьютер» и «юзабилити», казались мне слишком узкими. Я хотел охватить все аспекты опыта пользователя, возникающие при взаимодействии с системой, включая промышленный дизайн, графику, интерфейс, физическое взаимодействие и руководства к действию. С тех пор термин получил столько коннотаций, что он потерял свое первоначальное значение».

Согласно определению Нормана, пользовательский опыт охватывает очень широкий спектр дисциплин, и его понимание может вызвать у некоторых трудности.

В более поздних работах Норман уточнил, что входит в комбинацию ингредиентов, необходимых для достижения высококачественного пользовательского опыта:

«Первым требованием образцового пользовательского опыта является точное следование потребностям клиента, без лишней суеты и помех. Далее идут простота и элегантность, сопутствующие продуктам, которые приносят радость их владельцам — радость использования.

Но действительно хороший пользовательский опыт выходит далеко за эти рамки, давая клиентам то, чего они хотят. Для того чтобы добиться достойного UX, компания должна предлагать органичное слияние услуг нескольких областей, включая инжиниринг, маркетинг, графический и промышленный дизайн и дизайн интерфейса».

UX не ограничивается визуальным интерфейсом вашего продукта. Это концепция, имеющая много аспектов и охватывающая весь путь, совершаемый пользователями, в том числе:

  1. Процесс, через который они проходят, когда ищут продукт вашей компании.
  2. Последовательность действий, выполняемых ими при взаимодействии с интерфейсом.
  3. Мысли и чувства, возникающие у них при выполнении своей задачи.
  4. Впечатления, получаемые ими от взаимодействия в целом.

UX должен быть: полезным (useful), удобным (usable), востребованным (desirable), имеющим ценность (valuable), находимым (findable), доступным (accessible), вызывающим доверие (credible)

Обязанность UX-дизайнеров заключается в том, чтобы гарантировать: поставляемые компанией товары или услуги отвечают потребностям клиента и позволяют им беспрепятственно достичь желаемого результата. Чтобы добиться этого, дизайнеры могут обратиться к исследованиям для получения как можно большего количества информации о контексте взаимодействия пользователя с продуктом, чтобы затем с помощью этих сведений смоделировать структурные схемы (Wireframes) и прототипы (Prototypes), позволяющие пользователю добраться из точки А в точку Б.

Какова разница между UI и UX?

Дон Норман и Якоб Нильсен (Jakob Nielsen) кратко и понятно резюмировали разницу между двумя понятиями:

«Важно отделять пользовательский интерфейс (UI) от общего пользовательского опыта, имея при этом в виду, что пользовательский интерфейс, безусловно, является чрезвычайно важной частью дизайна.

В качестве примера рассмотрим веб-сайт с обзорами фильмов. Допустим, пользовательский интерфейс идеален для поиска фильмов. Но если основная база данных сайта содержит только фильмы от крупных студий, сайт будет обладать бедным UX для тех пользователей, нуждающихся в информации о релизах независимого кино» .

Еще одним удачным примером является Google. Его интерфейс очень прост. Он почти ничего не содержит — только логотип, строку поиска и несколько кнопок:

Но когда вы вводите что-либо в поле поиска, менее чем за секунду вы получаете доступ к почти полной базе человеческих знаний в оцифрованном виде:

Теперь представьте, что каждый раз, когда вы ищете что-то в Google, для получения результата вам приходится ждать 15 секунд, то есть вы больше не можете получить ответ на свой вопрос мгновенно. Даже если интерфейс останется прежним, ваш опыт работы с Google будет существенно отличаться.

Мнения

Как это часто случается, профессионалы по-разному воспринимают одни и те же вещи. Поэтому приведем мнения нескольких умных и талантливых людей, работающих в сфере хай-тек. Вот что они говорят о разнице между UI и UX.

1. UX ориентирован на путь пользователя, ищущего решение своей проблемы, в то время как UI сфокусирован на том, как продукт выглядит и работает на внешнем уровне.

Кен Нортон (Ken Norton), один из партнеров в Google Ventures, бывший руководитель отдела по разработке новой продукции в Google:

«Начнем с проблемы, которую мы бы хотели решить. UX-дизайн ориентирован на путь пользователя, ищущего способы решения этой проблемы, он затрагивает положительные и негативные стороны этого вопроса, на экране компьютера и вне его. UI-дизайн сфокусирован на том, как продукт выглядит и работает на внешнем уровне. Иными словами, UI представляет собой лишь часть пользовательского пути. Мне нравится аналогия с рестораном. Пользовательский интерфейс - это столы, стулья, тарелки, стаканы и столовые приборы. UX — это качество подаваемой еды, обслуживания, особенности парковки, освещения и музыки».

2. UX-дизайнер занимается концептуальными аспектами процесса дизайна, а UI-дизайнер сосредоточен на более материальных элементах.

Энди Бадд (Andy Budd), соучредитель компании Clearleft и основатель UX Лондон:

«Логично было бы предложить, что, если вы занимаетесь дизайном UI, а клиент испытывает продукт как раз через пользовательский интерфейс, то это также делает вас дизайнером UX. Однако, следуя этой логике, проектирование собственного дома делает вас архитектором, а ремонт крана в ванной - профессиональным сантехником.

Часто слова, используемые для описания какой-либо области знаний, оказываются оторванными от первоначально вложенного в них смысла. Например, слово «архитектор» в переводе с древнегреческого буквально означает «главный строитель». Такое определение в наши дни уже не передает суть профессии.

В профессиональном контексте понятие «дизайнер пользовательского опыта» имеет конкретное значение и подразумевает набор определенных навыков, основу которым положили более 20 лет практики специалистов данной отрасли. Работа UX-дизайнера связана с концептуальными аспектами процесса дизайна, при этом UI-дизайнеры сосредоточены на более материальных элементах.

Джейсон Мисут (Jason Mesut) отлично описал разницу между UX и UI (а также и частичное совпадение их смыслов) в его «дважды бриллиантовой» модели (Double Diamond Model). Согласно этой модели, разработчик UX имеет глубокие познания в стратегии, практике исследований, информационной архитектуре и дизайне взаимодействия (Interaction Design).

UI-дизайнер (или, как теперь его принято называть в Кремниевой долине, дизайнер цифровых продуктов) также имеет навыки в области дизайна взаимодействия. Однако фокус его работы тяготеет больше к таким областям, как информационный дизайн (Information Design), «движущийся дизайн» (Motion Design) и брендинг.

Хотя некоторые люди утверждают, что они являются экспертами во всех этих областях, такое встречается довольно редко. В конце концов, если вы являетесь экспертом во всем, вы, вероятнее всего, эксперт ни в чем конкретно».

3. Нет никакой разницы между UX- и UI-дизайном, потому это два несопоставимых понятия.

Крейг Моррисон (Craig Morrison), руководитель отдела по разработке продукции компании RecordSetter и основатель Usability Hour:

«Я слышу этот вопрос все время, и я много раз отвечал на него. В итоге я пришел к такому выводу.

Нет никакой разницы между UX- и UI-дизайном, поскольку эти две вещи не сопоставимы друг с другом. Это то же самое, что спрашивать, к примеру, какова разница между красной краской и химическими веществами, из которых состоит эта краска?

Нет никакой разницы.

Красную краску дает соединение различных химических веществ…

Так же и пользовательский опыт состоит из множества различных компонентов, и дизайн пользовательского интерфейса является лишь одной из его составляющих.

Вот еще несколько вопросов из этой серии, чтобы проиллюстрировать мою точку зрения.

Какова разница между MacBook и формой клавиш?

Какова разница между чаем и видом материала, из которого сделан чайный пакетик?

Какова разница между автомобилем и цветом, в который он окрашен?

Если провести сравнение с вкусным тортом (а почему бы и нет?), UI будет глазурью, коржами, вкусом, способом подачи и оформления. UX же будет первопричиной того, почему мы вообще решили сделать торт и почему люди предпочтут его, скажем, гамбургерам».

4. Пользовательский интерфейс, как правило, связан с визуальным и информационным дизайном. UX охватывает весь опыт пользователя, даже вне экрана его компьютера.

Патрик Ниман (Patrick Neeman), начальник отдела дизайна продуктов компании Apptio, основатель Usability Counts:

«Дизайн пользовательского опыта охватывает весь опыт пользователя, даже вне экрана его компьютера. Дизайн пользовательского интерфейса, как правило, связан с визуальным и информационным дизайном, то есть с тем, что происходит на экране. Современное определение UX восходит к тому, что дала Nielsen Norman Group: UX — это любая точка контакта пользователя или клиента с системой, как в цифровом ее виде, так и в других проявлениях».

5. UI ориентирован на продукт и представляет собой серию визуальных характеристик за отрезок времени. UX фокусируется на пользователе и его пути «через продукт».

Скотт Дженсон (Scott Jenson), руководитель отдела стратегического развития продуктов в Google:

«Я не слишком углубляюсь в эти различия, так как эти понятия часто используются как взаимозаменяемые. Однако если меня спрашивают, мое видение заключается в следующем. Пользовательский интерфейс ориентирован на продукт и представляет собой серию визуальных характеристик за отрезок времени.

UX фокусируется на пользователе и его пути «через продукт».

UI больше нацелен на специфику экранного отображения: ярлыки, визуальный стиль, основные принципы дизайна и структуру.

UX — путь «через продукт». Не ограничиваясь рамками экрана, он определяет путь пользователя и дает объяснение тому, почему были использованы отдельные моменты в UI и, что гораздо важнее, почему какие-то моменты из него убрали. UI имеет дело с ограничениями и проблемами, UX решает их».

6. UX представляет собой опыт, переживаемый пользователем при работе с продуктом в целом, а UI — это те конкретные вещи, с которыми пользователь фактически будет взаимодействовать.

Клейтон Янь (Clayton Yan), UX-дизайнер компании UserTesting:

«Существует много путаницы вокруг понятий «пользовательский интерфейс» и «пользовательский опыт», а также вокруг того, в чем заключаются их основные различия, если таковые существуют. Определенно, это разные вещи, но они должны идти рука об руку для создания красивого и интуитивного опыта.

Я всегда объясняю эту тему, используя аналогию со строительством дома. Когда вы строите дом, вы думаете о его планировке и расположении комнат.

Сколько спален вам нужно, 2 или 3? Будет ли каждая из этих спален иметь собственную ванную комнату? Будет ли гостиная располагаться сразу у входа? Будет ли дом одноэтажным или сделать два этажа?

Для меня UX представляет общий опыт и впечатление, получаемые от вашего дома (или продукта). Все ли имеет смысл? Как ваш пользователь чувствует себя при взаимодействии с продуктом?

Следующим уровнем пути пользователя является интерфейс, с которым он фактически взаимодействует. Продолжая пример с домом, интерфейс равнозначен общему направлению декора. Какой тип обоев вы будете использовать? Поставите ли вы везде одинаковые вазы или выберете разные?

Пользовательский интерфейс представляет собой, как явствует из его названия, те моменты, которые пользователь будет видеть и с которыми будет взаимодействовать. Сюда входят кнопки, формы, рисунки и т.д.

UX без UI означает, что у вашего дома есть фундамент и стены, но нет красивого единого оформления. UI без UX — это как привнести потрясающие цвета и детали во весь дом, но при этом сконструировать его так, чтобы главный вход ведет в ванную комнату. Очень важно создавать изумительный опыт от начала до конца.

Обычно UX-дизайн предшествует дизайну UI, потому что вам сначала нужно провести все исследования, подготовить эскизы и отладить процессы. После того как вы закончили с общей картиной, вы начинаете работать над дизайном пользовательского интерфейса, сводя все части воедино так, чтобы получился красивый продукт с хорошим дизайном».

А каково ваше мнение?

Многие путают понятия UX и UI и используют их как взаимозаменяемые. Как сказал Дон Норман, «они просто вошли в лексикон и больше не имеют какого-либо специального смысла. Люди используют их, часто не имея никакого понятия о том, что означают эти слова, каково их происхождение, история или какой круг явлений они затрагивают».

А что думаете вы? Какова разница между UI и UX? Могут ли они использоваться взаимозаменяемо или означают разные вещи?

Все зависит от степени прокачанности бабушки. Если бабушка - UX/UI-дизайнер, то, скорее всего, упрощающих метафор не потребуется. Для менее любознательной бабушки это может быть объяснение-отговорка: «Я занимаюсь мобильными и онлайн-приложениями». Если же мы попробуем составить определение из слов, понятных среднестатистической бабушке, максимально лаконично и близко отражающее смысл, то это будет: «Я занимаюсь улучшением качества цифровых услуг (UX), включая проектирование точек, каналов получения этих услуг (UI)».

Татьяна Пчелинцева, выпускница курса «UX/UI дизайн» БВШД

«Бабушке... Тут выяснилось, что даже мой папа до недавнего времени не понимал, чем я занимаюсь. Был забавный случай. Папа поинтересовался, на кого я учусь. Я ответила, что мы делаем цифровые продукты, улучшаем пользовательский опыт. (Пауза) ”Сыр через интернет что ли продаете?” Почему именно сыр, я до сих пор так и не поняла, но меня это сильно впечатлило. Пришлось рассказывать, что каждый из нас является UX-дизайнером.

Родители недавно делали ремонт в квартире, обустроили ее в соответствии со своими потребностями: настенные полки на той высоте, на которой будет удобно маме расставлять книги, диван стоит на таком расстоянии от телевизора, чтобы его воздействие на глаза было минимальным, кофеварка всегда на видном месте. UX-дизайнер также занимается проектированием, но уже не столько своего, сколько чужого опыта: выявляет цели пользователя/бизнеса, определяет их боли и предлагает решения».

Денис Ушаков, выпускник БВШД

«Сложнее всего то, чем я занимаюсь, было объяснить моей бабушке, которая словосочетание «продуктовый дизайн» воспринимает как что-то, связанное с магазином продуктов, - и постоянно спрашивает, с какими такими продуктами я работаю. :)

Но в целом и для бабушки, и для родителей вполне подходит объяснение на примере автомобильного руля: UX-дизайн объясняет расположение руля в машине, а UI - его внешний вид».

В качестве примера можно привести один из дипломных проектов наших студентов этого года - цифровая витрина для Tele2. Это киоск самообслуживания в салонах Tele2, который позволяет получить необходимые услуги самостоятельно и сэкономить время. Перед студентами курса стояла задача переработать UX и UI цифровой витрины так, чтобы сделать этот сервис удобным, повысить конверсию и «оцифровывать» коммуникации абонентов с мобильным оператором.

Проект студентов курса «UX/UI дизайн» БВШД для Tele2: цифровая витрина для Tele2

Дизайнеры продумали как список функций витрины, так и их последовательность, расположение навигации на экране, шаги получения этой услуги. Чтобы сделать это эффективно, недостаточно просто отрисовать экран, все это разрабатывается на основе исследований, тестирований и других инструментов проектирования продукта, которыми должен владеть UX/UI-дизайнер.

2. Какими компетенциями обладает идеальный UX/UI-дизайнер?

На момент появления термина «дизайн пользовательского опыта» (UXD) термин «дизайн интефейсов» (UID) уже существовал и имел четкий устойчивый список артефактов - тех результатов работы дизайнера интерфейсов цифровых продуктов, которые позволяли сделать интерфейс: иконки, кнопки, создание мокапов, UI kit, работа со шрифтами, сетками, создание иллюстраций и так далее.

Внедрение компетенций UXD в сферу разработки цифровых решений породило класс UX-дизайнеров, которые добавили новые артефакты в этот процесс, связанные с более научным и метрическим подходом к проектированию услуг: исследования юзабилити, пользователя, разработка информационной архитектуры, анализ пользовательских маршрутов. Это как если бы дизайнер мебели работал вместе с эргономом для создания не просто красивых и крепких, но и более удобных кресел.

С появлением гибкого подхода в программного обеспечения (Agile, Scrum), количество узкоспециализированных экспертов в командах начинает уменьшаться за счет увеличения количества компетенций каждого участника. В гибких продуктовых командах сразу становится понятно, что разделение UX- и UI-обязанностей увеличивает время разработки за счет того, что постоянно меняются и растут требования «приемки» работ между дизайнерами. В конце концов один из дизайнеров может заболеть, тогда вся работа встает. Поэтому продуктовые команды предпочитают набирать UX/UI-дизайнеров, совмещающих, пусть иногда поверхностно, как компетенции UXD, так и UID, чем двух глубоких экспертов.

Сочетание компетенций UX/UI-дизайнера


Сколько зарабатывают такие дизайнеры? Точнее всего на этот вопрос ответит hh.ru. По данным сервиса, сегодня компании готовы предложить UX/UI-дизайнерам от 70 до 200 тысяч в месяц и больше.

Выстроить свою траекторию можно из разных стартовых точек, но, безусловно, если стартовать от графического дизайнера, разработчика программного обеспечения, цифрового бизнес-аналитика, социального или психологического исследователя, то эта траектория будет короче, и путь будет быстрее. В дизайн-командах присутствует элемент взаимодополнения, взаимообучения. Для эффективности этого процесса составляют так называемые «звездные карты», где отмечена степень владения разными компетенциями. И, например, если дизайнер не владеет анимацией, то его перемещают в команду, где этот скилл развит. Так мы поступаем с нашими студентами, только ротация происходит по итогам каждого модуля.

Дарья Сальникова, UX/UI-дизайнер Tele2

«До обучения в Британке, я работала графическим дизайнером, были проекты и по web-сервисам, но в какой-то момент мне не стало нравиться, что я подключаюсь к продукту только на последней стадии, когда уже не могу повлиять на его юзабилити. То есть ты рисуешь кнопки, иконки, расставляешь их по ТЗ, даже если внутренне понимаешь, что это будет неудобно или не будет решать задачу.

Поэтому я решила углубиться в UX/UI-дизайн, понять, как разрабатывается продукт с нуля, проводятся исследования, изучается пользователь, его задачи и поведение? и как все это отражается на интерфейсе. Сначала я прошла вводный онлайн-курс от AIC, потом пошла за практикой в Британку. После нескольких учебных проектов для «Золотой короны» и Mail.Ru я устроилась UX/UI-дизайнером в Tele2. Помимо портфолио, было важно, как я умею работать в команде, какие роли в этих проектах я занимала, какие задачи, кроме интерфейсов могу решать и другие soft skills.

Сейчас я работаю над системой лояльности для клиентов Tele2. И это уже совсем по-другому: мы работаем с аналитиками, и когда дело доходит до UI, я уже могу аргументировать расположение, форму, цвет каждого элемента интерфейса. У нас на курсе были ребята, которые пришли не из сферы дизайна (маркетологи, менеджеры, разработчики). На курсе они освоили инструменты прототипирования, научились делать какие-то элементы интерфейса. Понятно, что у них нет такого бэкграунда в дизайне, как у графических дизайнеров. Но это так здорово, когда даже менеджеры или разработчики разбираются в дизайне, могут сделать прототип, поправить баннер, иконку и вообще начинают понимать, что дизайн - это большой труд».

Дмитрий Ершов, руководитель по облачным сервисам, АО «МегаЛабс»

«В «МегаЛабс» несколько команд, между которыми распределены продукты «МегаФона». Например, сейчас мы ищем дизайнеров в команды «МегаФон.Банк» и «МегаФон.ТВ». Когда я уже посмотрел портфолио и общаюсь с UX/UI-специалистом, сначала проверяю знание теории: композиции, типографики, колористики. На каждую из тем задаю несколько вопросов, и если дизайнер отвечает «я так вижу» – сразу минус 1 балл. Но если он, например, предлагает подобрать цвет с помощью триадной схемы – становится понятно, что с основами колористики он знаком.

Когда теория проверена, я выясняю, какой из пяти уровней UX по модели Джесса Гарретта наиболее «прокачан» у кандидата, и в зависимости от уровня даю несколько задач. Дизайнеры продуктов «МегаФона» – это люди, которые создают интерфейсы исходя из целей и потребностей клиентов компании. Предпочтение отдается тем, кто понимает проблемы и на месте предлагает несколько вариантов решения.

Вопросы по разработке тоже всегда звучат на собеседовании. Обычно я показываю несколько сайтов и спрашиваю, сколько колонок в сетке, или чем отличается JS от CSS. Дизайнер должен уметь все это объяснить, чтобы «упаковывать» свои идеи на понятном для разработчиков языке».

3. Сложно ли найти работу?

С одной стороны, отрасль испытывает нехватку таких специалистов и готова много платить, с другой, сейчас многие дизайнеры в поиске работы и долго не могут найти приличное место. В чем проблема тех и других?

Прежде всего нужно изменить мышление. От «как сделать красивые экраны для портфолио» к «как сделать людей более счастливыми после взаимодействия с продуктом». Может получиться так, что вообще не придется рисовать экранов, и люди скажут за это спасибо. Для создания этих артефактов как раз используются актуальные дизайн-инструменты, методологии: Design thinking, User story mapping, User Flow Mapping, Customer Journey Mapping, Split-тестирования, Usability-тестирования, количественные исследования и многие другие. Хотя порой можно прийти к правильным результатам неправильным путем. Ситуация рынка новых профессий нестабильна, сейчас это довольно востребованное и прибыльное занятие, но спрос рождает предложение.

Евгений Засименко, выпускник БВШД, product-дизайнер в Avito

«Я начал искать работу продуктового дизайнера за несколько месяцев до окончания курса. Нельзя сказать, что очень активно, но в Avito мне понравилось, когда мы были там на экскурсии от Британки. Процесс трудоустройства был довольно стандартный для сферы дизайна: просмотр портфолио, тестовое задание, два собеседования, и я получил офер.

Продуктовая разработка - это прежде всего командная работа, в которой дизайнер должен участвовать с самого начала и заниматься отрисовкой интерфейсов на основе метрик и исследований, уметь создавать прототипы для тестов, работать в связке с разработчиками и, самое главное, должен помогать достичь общей цели».

Процессы компаний, в которые требуется продуктовый дизайнер, поднимают планку вхождения: помимо понимания дизайн-инструментов, требуется еще и практический опыт их использования, а также умение работать в команде. Поэтому нашим студентам, помимо актуальных инструментов и методологий, мы даем реальные кейсы от крупных брендов и объединяем их в кросс-функциональные команды.

За этот год нам удалось сделать около 20 проектов для самых разных типов компаний: от ожидаемого финтеха - «Альфа-банк», МТС, «МегаФон» - до стартапов из сферы агротеха. Многие студенты смогли найти работу по итогам защиты проектов в тех компаниях, для которых делали проект, потому что заказчики в процессе видят их компетенции и практический опыт.

Денис Ушаков, выпускник БВШД

«Наш проект заключался в разработке мобильного приложения AgroClick для компании Exact Farming. Приложение для агронома-скаутера помогает ему содержать все данные о растениях в одном месте, структурировать их и быстро ими делиться. Суть решения - ускорение коммуникации между агрономом-скаутером, который весь день находится в поле и собирает информацию о культурах, и агрономом-специалистом, который в офисе принимает ключевые решения, например, по закупке пестицидов.

Сейчас я продолжаю работу над проектом в качестве продуктового дизайнера уже в штате этой компании. Заказчик сам предложил мне позицию продуктового дизайнера, поскольку они уже видели, на что я способен, у нас был опыт совместной работы. Мне кажется, почти все одногруппники к концу обучения устроились на должность, связанную с UX/UI в такие компании, как «Райффайзенбанк», «Сбербанк Технологии», Tele2, Mail.ru, IBM Россия и другие».

4. Продолжится ли рост спроса на таких специалистов в ближайшие 5 лет?

В связи с тем что бизнесы разных компаний - от банков до ресторанов - оцифровываются, можно ожидать рост инхаус-разработки и переход на продуктовые рельсы заказной разработки. Следовательно, потребность в UX/UI-дизайнерах будет высокой. Не могу обещать золотых гор, так как рынок новых профессий все быстрее и быстрее адаптируется под спрос, как это было со специалистами по большим данным, машинному обучению, блокчейну и прочим направлениям, но образованный продуктовый дизайнер с хорошим портфолио и послужным списком стоит сейчас дорого и востребован по всему миру.

«Я думаю, что тут дело ни сколько в названии «UX/UI-дизайн», сколько в функционале и ответственности. Спрос не упадет, конечно, но на кого? Наблюдаются волны: сначала все искали универсала - дизайнера-верстальщика-копирайтера. Это было связано с тем, что у компаний или не было на это денег, или они не понимали, зачем их тратить на дизайнеров. Потом начался хайп UX, появились инхаус-отделы исследований и проектирования, в ходу стали понятия не столько кнопки, сколько пользовательского опыта. Начали играть в тестирования, дизайн-мышление, айтрекеры. Начали думать процессами, а не экранами.

Я думаю, следующая волна будет направлена на осознанность и внедрение основных понятий и принципов UX во все профессии, занимающиеся созданием продукта. То есть востребованы будут специалисты, которые на уровне ДНК понимают принципы исследований, основных методов анализа пользователей и процессов, проектирования опыта. И это не исключает высокие дизайнерские скиллы. Я верю в рост именно дизайнерской компетенции, потому что проектировщик - это хорошо, но чувство прекрасного в широком смысле слова никто не отменял».

5. Как работа UX/UI-дизайнера отражается на повседневной жизни?

Если принять что практически все, чем мы пользуемся, было придумано дизайнерами, то почти все массовые цифровые сервисы - мобильные сайты, web-сервисы и другие - придумываются сейчас Digital Product Designer"ами. Банковские приложения, услуги операторов связи, электронная коммерция, сервисы знакомств, геолокационные и информационные сервисы... Продолжать можно долго - легче открыть рабочий стол мобильного телефона или десктоп ноутбука и полистать установленные приложения. Все это - цифровые продукты, над логической и визуальной составляющей которых работают UX/UI-дизайнеры.

Проект студентов курса «UX/UI дизайн» БВШД для МТС: мобильный гид для адаптации и развития сотрудников МТС

Работа может заключаться как в создании совершенно нового продукта, так и перевода в цифровой вид существующих услуг. Например, наши студенты делали кейс для МТС - мобильный гид для адаптации новых сотрудников и их развития с системой геймификации и другими функциями. Система адаптации была всегда: от стандартного отдела кадров до HR-служб и системы менторства, но именно цифровое решение - это что-то новое. Оно более гибкое, эффективное и позволяет решать разные задачи компании через единый сервис: нетворкинг, обучение, организация работы сотрудников.

Время жизни прибыльных бизнес-моделей стремительно сокращается. Чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно создавать новые и развивать уже имеющиеся цифровые продукты. Бренды, которые не могут адаптироваться к скорости, «вылетают с трассы». Поэтому современные компании переходят на быстрые адаптивные циклы постоянных изменений. Это как раз про пресловутый Agile и Scrum. Design-Develop-Learn и опять по кругу. Следовательно, дизайн-экспертиза как часть этого круга становится основополагающей.

Алина Ермакова, начальник отдела аналитических исследований пользовательского взаимодействия в «Сбербанк-Технологии»

«Пару недель назад я вернулась с конференции Enterprise UX в Сан-Франциско. Большие компании рассказывали, как проектируют госсервисы, или большие финтех-системы, или, например, как Uber сохраняет консистентность, находясь в 77 странах мира. UX/UI у них уже в ДНК. Это не этап, не метод, это нормальный продакшн-процесс. Нет церемоний прохождения дизайн-мышления, например.

Весь процесс создания продуктов и есть дизайн-мышление. Команда использует необходимые методы там, где чувствуют, что надо. Это часть работы. И на сцену выходили не молодые дизайнеры-хипстеры, нанятые отрисовывать интерфейсы. Выходили дяди и тети за 45, владельцы бизнесов, управляющие директора корпораций. Потому что это уже на уровне здравого смысла».

6. Какие методологии сейчас наиболее популярны?

В России культура продуктового дизайна сейчас только зарождается. Фреймворк «Дизайн-Мышление» (Design Thinking) - уже стал неотъемлемой частью программы внутреннего корпоративного обучения в наших крупных компаниях и корпорациях: «Росатом», «Сбербанк», «Альфа-банк» и других.

В цифровых компаниях традиционно популярны деривативы Design Thinking - Google Ventures Design Sprints, IBM Design Thinking, а также различные инструментальные части Design Thinking - моделирование персонажей, этнографические исследования, карты стейкхолдеров, картирование пользовательских путей (Customer Journey Mapping) и прочие. Относительно новым, но заслуживающим внимания является фреймворк Jobs To Be Done, где продукт разрабатывается не столько на основе характеристик пользователя, сколько на основе ситуации, в которой он оказался. Востребованность методологии зависит как от сферы деятельности компании, так и от внутренних процессов. Внедрить тот же Scrum в крупной компании дольше и сложнее, чем в стартапе, но все реально, главное - желание делать классный продукт для людей.

Дмитрий Ершов, руководитель по облачным сервисам АО «МегаЛабс»

«Для продуктов, которые не будут меняться, мы используем классическую каскадную модель разработки, а для постоянно развивающихся – выбираем SCRUM. Новые продукты или функциональности описываем с помощью диаграмм вариантов использования, но примеряем концепцию Jobs To Be Done, в которой такие диаграммы не нужны.

Во время планирования новых релизов, мы оцениваем функционал по важности для пользователей, для бизнеса и по трудозатратам. Самое сложное – оценить важность для пользователей. Чтобы добиться большей объективности, используем фреймворк HEART. Он помогает смотреть на новые функциональности через призму целей пользователей.

Иногда возникают споры, например, владелец продукта не согласен с дизайнером. В таких случаях мы разрабатываем и запускаем разные варианты одновременно, чтобы оценить эффективность каждого из них. Наиболее эффективное решение определяется статистикой поведения пользователей».

7. В какие отрасли интегрируются методики UX/UI-дизайна в будущем?

Если брать мировую практику, медленнее всего развиваются сферы с низкой конкуренцией, например, государственные сервисы - там есть где приложить руку. В нашей стране традиционно низкая финансовая и правовая грамотность, в силу этого не так быстро, как хотелось бы, появляются продукты, направленные на управление благосостоянием и всевозможные юридические сервисы.

На курсе мы как раз много занимаемся финтехом, один из недавних кейсов - мобильный сервис, помогающий человеку управлять своими финансами и заниматься инвестированием. Чтобы снять барьер коммуникаций между банком и пользователем, студенты пришли к решению сделать инструмент в формате чат-бота, который может работать в любом удобном для пользователя мессенджере.

Проект студентов курса «UX/UI дизайн» БВШД для банка «Ак Барс»: личный финансовый помощник, инструмент для инвестиций в любом удобном мессенджере.

Общепризнанным локомотивом в применении дизайн-мышления много лет является IDEO. Из их последних кейсов можно увидеть, что эта методология активно начинает применяться в сфере образования, разработки носимой электроники, решении глобальных проблем.

Очевидно, что рост конкуренции в различных видах бизнеса заставил компании перейти в цифровое измерение. Поэтому если сегодня мы видим, что агротех, медицина, ресторанный бизнес и другие офлайн-сферы начали предоставлять услуги онлайн, то завтра им потребуются наши методологии, чтобы предложить рынку новые функции и продукты, придумывать и обновлять свои digital-решения быстрее, быть более гибкими и делать своих клиентов счастливее.

«Большинство компаний все еще воспринимают UX/UI-исследования, дизайн-мышление и другие креативные методики как услугу, отдельный сервис, который можно заказать или нанять. «Мыслить как дизайнер» нельзя купить, надо начать. Всем =)», - говорит Алина Ермакова, начальник отдела аналитических исследований пользовательского взаимодействия в «Сбербанк-Технологии».

Термин UX возник в 1993 году в недрах корпорации Apple, расшифровка звучит как User eXperience. С ростом популярности мобильных устройств это понятие вошло в моду и стало использоваться повсеместно. Но даже сейчас не все могут ответить с уверенностью, что же такое UX-дизайн, чем он отличается от UI-дизайна и почему эти вещи часто упоминаются в связке. Мы поможем разобраться.

Что такое UX-дизайн

По-русски UX-дизайн - это дизайн пользовательского опыта. Он является одной из первых ступеней в создании продукта и служит для того, чтобы приложение было логичным, удобным и полезным. и сайтов определяет, какие впечатления получит человек от их использования, как именно он будет пользоваться данными продуктами.

Где лучше разместить вход в личный кабинет? Сколько шагов должен пройти пользователь, чтобы подписаться на рассылку или сделать заказ? Как он поймет, что операция прошла успешно? Именно такие вопросы решает UX-дизайнер.

UX-дизайн включает в себя разные компоненты:

  • информационную архитектуру;
  • интерактивный дизайн;
  • юзабилити (показатель простоты, удобства и эффективности продукта в глазах пользователей).

UX-дизайнер разбирается в психологии и эмоциях пользователей, анализирует их ожидания от продукта и ставит цель, которую нужно достичь. Далее он выбирает подходящие инструменты и придумывает структуру приложения или сайта, которая соответствует всем необходимым параметрам.

Сырая идея сайта или приложения похожа на разобранный пазл в нашем офисе. Волей UX-дизайнера из этих кусочков складывается понятная структура

У UX-дизайнера не бывает однообразных задач, поэтому для разных проектов нередко требуются люди с навыками из различных областей. Существуют целые лаборатории с мощным техническим оснащением, в которых над исследованиями работает команда из нескольких человек. В таких лабораториях есть приборы, фиксирующие психофизические реакции пользователей (например, движения взгляда и сердцебиение), там проводят опросы, наблюдают за юзерами при помощи включенного и невключенного метода и .

UX-дизайнерам важно уметь:

  • проводить исследования пользователей;
  • создавать вайрфреймы и прототипы сайтов и приложений. Это поможет оценить, в каком направлении развивать приложение или сайт. Причём умение рисовать совсем не обязательный навык для современного UX-дизайнера. Существует множество инструментов для прототипирования, где с помощью готовых элементов можно создать грамотную визуализацию интерфейса (например Axure, Balsamiq или UXPin);
  • проектировать взаимодействие, то есть представлять, как именно человек будет пользоваться продуктом. Для этого создаются карты маршрутов пользователей по экранам приложения, интерактивные каркасы сайтов и приложений с разными вариантами дизайна;
  • тестировать продукт;
  • заниматься аналитикой. Использование различных метрик (например Webvisor, Hotjar, Mixpanel, UXcam, или Appsee) поможет понять, насколько эффективно работает дизайн, и дорабатывать продукт, основываясь на реальных данных.

Подробнее о принципах и основах UX-дизайна интерфейсов можно почитать в .

Что такое UI-дизайн

Дизайн пользовательских интерфейсов или UI-дизайн - это визуальное воплощение UX-дизайна. Его задача — сделать приложение, сайт или другой продукт интуитивно понятным, привлекательным и максимально простым в использовании с помощью определенных графических решений.

UI-дизайнер отвечает за то, как будет выглядеть каждый отдельный экран или страница. Сфера его ответственности — графические элементы управления, такие как кнопки и чекбоксы, шрифты, цветовые схемы и различные визуальные образы.

Как должна выглядеть кнопка, чтобы на неё было удобно нажимать? Какой размер шрифта выбрать, чтобы текст хорошо читался? Как оформить сообщение об ошибке, чтобы оно привлекало внимание, но не раздражало? Ответы на эти вопросы помогает найти UI-дизайн интерфейсов.


UI-дизайнер использует в работе разные графические редакторы: Photoshop, Illustrator, Sketch, Fireworks, Adobe XD, Gravit Designer, Affinity Designer, Figma

Работая над тем, как приложение будет выглядеть на экране гаджета, UI-дизайнер ориентируется на гайдлайны мобильных платформ — наборы рекомендаций от Apple и Google, благодаря которым приложения сторонних разработчиков выглядят единообразно и органично встраиваются в общую концепцию.

Если провести совсем простую аналогию из жизни, то UX-дизайн — это планировка квартиры и коммуникаций, а UI — выбор обоев и напольного покрытия. Однако на практике UX- и UI-дизайн тесно взаимосвязаны, второй логически следует за первым, и нередко тем и другим занимается один и тот же человек. Поэтому грань между двумя понятиями размывается, и их указывают вместе.