Наиболее прогрессивная форма дифференцированного библиографического информирования. Потребители библиографической информации

2 года ago Enottt Комментарии к записи Понятие «информационно-библиографическая деятельность» отключены

Просмотры: 2 395

Информационно-библиографическая работа является основой деятельности любой библиотеки независимо от ее статуса.

Сегодня информационно-библиографическая работа строится в большей степени на формировании умений, связанных с поиском информации, работе с новыми компьютерными технологиями, а так же на освоении навыков анализа и синтеза полученной информации.

В ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» библиографическая деятельность определена как область деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации, то есть в неё включается лишь практическая сфера, за пределами остаются научно-исследовательский, учебно-педагогический компоненты.

Более правильным представляется интеграционный подход к библиографической деятельности в таком широком ее понимании, когда познавательная сфера включается в нее наряду с практической. Библиографическая деятельность при данном подходе понимается более широко — как область деятельности, направленная на упорядочение функционирующей в обществе информации специфическими средствами и изучение этого процесса. При этом имеется в виду создание специальных средств работы с информацией, а также процессы научного поиска и обучения кадров. Смысл данного тезиса может быть раскрыт в достаточной степени полно лишь в результате подробного анализа основных элементов библиографической системы и их взаимосвязей, то есть в результате выявления ее структуры.

Процесс библиографического обслуживания представляет собой непосредственное доведение библиографической информации до потребителей.

Исходной основой процессов библиографирования и библиографического обслуживания является библиографический поиск .

Библиографический поиск является частью широкого понятия «поиск», обозначающего процесс нахождения и идентификации какой-либо вещи, факта, свойства в массе других.

Главная отличительная особенность библиографического поиска в том, что ищутся и доводятся до потребителей не сами документы, а лишь сведения о них, т.е. библиографическая информация.

Частными случаями библиографического поиска являются библиографическое «разыскание» и библиографическое «выявление».

Библиографическое «разыскание» относится к сфере библиографического обслуживания и обозначает установление и (или) уточнение элементов библиографического описания, отсутствующих или искаженных в запросе потребителя.

Библиографическое «выявление» обозначает процесс исчерпывающего подбора документов как объектов библиографирования в целях их последующей библиографической обработки.

Библиографическое обслуживание осуществляется в двух основных «режимах»: справочно-библиографическом ; библиографического информирования .

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) состоит в приеме запроса потребителя на информацию и выдаче ему ответа на запрос. Наличие разового запроса и ответа (работа в режиме «запрос – ответ») - характерная и обязательная черта СБО. Таким образом, в наиболее общей форме сущность СБО в библиотеке заключена в отношении «запрос потребителя – ответ библиографа», в котором первый элемент является исходным пунктом, второй – конечным результатом процесса.

Разовый запрос – это единовременное требование на информацию, поступившее в устной или письменной форме.

Ответ на запрос также может быть выдан в устной или письменной форме – в виде справки, отказа или методиче­ской консультации.

Справка – это ответ на разовый запрос, содержащий информацию, релевантную запросу.

Отказ – это ответ на разовый запрос, содержащий мо­тивировку невозможности выдать потребителю информацию, релевантную запросу. Различаются два вида отказов! отказ на этапе приема запроса (когда библиотека по тем или иным причинам отказывается принять данный запрос) и отказ, последовавший в результате неудавшегося поиска ответа.

Методическая консультация – это ответ на разовый запрос, содержащий советы и указывающий пути получения необходимой информации (отсылка к источникам поиска, рекомендация обратиться в другую библиотеку и т. п.).

Основными положительными формами ответа на за­прос в ходе СБО являются справки и методические консультации. И те, и другие, в зависимости от характера содержащейся в них информации, подразделяются на библиографи­ческие и фактографические.

Библиографические справки бывают трех основных ви­дов: тематические, адресные, уточняющие библиографиче­ские данные. Каждая такая справка содержит библиографи­ческую информацию, обнаруженную в результате библио­графического поиска соответствующего вида (тематического, адресного или уточняющего).

Тематическая библиографическая справка включает перечень документов, содержательно релевантных тематическому запросу.

Адресная библиографическая справка – это установленные по библиографическим источникам (указателям, каталогам, картотекам и т. п.) данные о наличии и (или) точной адресе хранения (шифре) запрашиваемого потребителем документа в определенном фонде (библиотеке, архиве, органе НТИ, книжном магазине), т. е. библиографическая информа­ция, формально релевантная запросу. Справки такого рода иногда неточно называются «библиотечными».

Справка, уточняющая библиографические данные, свя­зана с нахождением и (или) уточнением элементов библиографического описания документа, которые отсутствуют или искажены в запросе потребителя. Именно здесь мы имеем дело с «библиографическим разысканием» как частным слу­чаем библиографического поиска.

Фактографическая справка – это сведения по существу вопроса (факты, цифровые данные, даты и т. п.).

Библиографическая консультация содержит советы по использованию конкретных документальных источников ин­формации (библиографических пособии, справочников, учебников и т. п.).

Фактографическая консультация включает указание на конкретного человека, который может помочь в выполнении запроса, адрес другой библиотеки или учреждения и т. п.

Библиографическое информирование а условиях библиотеки означает регулярное доведение до потребителей библиографической информации без запросов или в соответствии с долговременно действующими запросами. Основными формами библиографического информирования без за­просов являются бюллетени новых поступлений в библиоте­ку, обзоры литературы, проводимые в библиотеке и вне ее (передаваемые по радио и телевидению, публикуемые на страницах периодической печати), а также организуемые библиотекой «Дни информации», «Дни специалиста», «Дни библиографии» и другие аналогичные мероприятия.

Важной формой 6иблиографического информирования в соответствии с долговременно действующими запросами является доведение библиографической информации до по­требителей в режиме ее избирательного распространения – системе ИРИ. которая иногда называется дифференцирован­ным распределением информации (ДРИ).

Характерные черты этой фор­мы индивидуального библиографического обслуживания в условиях библиотеки сводятся к следующему:

– в качестве абонентов системы ИРИ выступают ве­дущие ученые и специалисты или небольшие коллективы, наиболее остро нуждающиеся в строго профилированной библиографической информации;

– информационные потребности абонентов формули­руются в виде перечня тем (постоянных запросов), в соответ­ствии с которыми осуществляется распространение библио­графической информации;

– библиографическая информация доводится до по­требителей оперативно и регулярно, в строго установленные промежутки времени. При этом система должна обеспечивать высокие показатели точности и особенно полноты поиска и выдачи библиографической информации;

– для обработки и доведения библиографической ин­формации по системе ИРИ широко используются современ­ные технические средства автоматизации библиографических процессов;

– обязательным условием успешного функционирова­ния системы ИРИ является постоянная обратная связь с або­нентом системы, позволяющая своевременно корректировать тематику запросов и повышать релевантность предоставляе­мой библиографической информации. Обычно в этих целях используются специальные талоны обратной связи,в которых предусматривается оценка потребителями поступающей к ним информации;

– система ИРИ должна обеспечивать абонентов не только библиографической информацией, но и первичными документами (или их копиями), запросы на которые посту­пают в ходе обратной связи с абонентами системы.

Следует подчеркнуть, что постоянная обратная связь с потребителями информации - необходимая предпосылка совершенствовании качества иповышения эффективности всех форм библиографического обслуживания.

Средства библиографической деятельности

К средствам, которые для достижения своих целей использует библиограф в процессах библиографической дея­тельности, относятся: методы деятельности; каналы производства и доведения библиографической информации до потребителей, технические средства .

Методы библиографической деятельности . В раз­личных процессах библиографической деятельности исполь­зуются разные методы. В библиографоведении по давней традиции особенно много внимания уделяется методам биб­лиографирования документов. Эти методы, благодаря час­тичному совмещению двух основных процессов библиогра­фической деятельности, в значительной мере свойственны и библиографическому обслуживанию.

Методы библиографирования . Отдельные методы библиографирования по характеру и целям (и по их соответ­ствию основным этапам процесса библиографирования) можно объединить в две группы: аналитические (анализи­рующие) и синтетические (синтезирующие) .

К аналитическим методам библиографирования отно­сятся:

  1. общий библиографический анализ документа, осу­ществляемый в целях выяснения его основной тематики, формальных и содержательных особенностей, достоинств и недостатков, целевого и читательского назначения;
  2. биб­лиографическое описание документа;
  3. аннотирование или реферирование;
  4. индексирование и предметизация, т. е. выражение содержания документа с помощью предметных руб­рик или условных знаков какой-то классификации.

Результат последних трех операций в совокупности объединяется в библиографическую запись, составление которой образует переход от анализирующих к синтезирующим методам библиографирования и может поэтому с равным основанием рассматриваться в составе как первых, так и вторых.

К синтетическим методам библиографирования относятся:

  1. выявление документов как объектов библиографиро­вания в целях их последующей библиографической обработ­ки, представляющее собой начальный синтез, фактически предшествующий этапу библиографического анализа;
  2. от­бор документов по заранее заданным критериям;
  3. группировка записей в библиографическом пособии.

Условность выделения аналитических и синтетических методов библиографирования состоит в том, что в действи­тельности процессы библиографического анализа и синтеза диалектически взаимосвязаны и взаимно обусловлены, они переходят друг в друга и в реальном процессе библиографи­рования осуществляются в значительной мере одновременно.

Методы библиографического обслуживания : метод идентификации документов (как способ реализации подытоживающей функции); метод оповещения о документах (как способ реализации коммуникативной функции); Метод рекомендации документов (как способ реализации оценочной функции библиографической информации).

Кроме того, в библиографическом обслуживании используются более частные, конкретные методы (правила) ра­боты, например, методы приема запросов и выдачи ответов, методы оперативного библиографического поиска ответов на различные виды запросов в ходе справочно-библиографического обслуживания и т. п.

К средствам также относятся каналы производства и доведения библиографической информа­ ции . Они достаточно многочисленны: это печатные и электронные библиографические издания, прикнижные и пристатейные списки, средства массовой информации, книгоиздательские материалы, межличностные каналы информации, компьютерные технологии. Все они специфичны, обладают определенными достоинствами и недостатками, что позволяет им в рамках единой системы допол­нять друг друга, взаимно компенсировать слабые стороны друг друга.

Вконтакте

Библиографическое обслуживание в качестве своего предмета имеет систему «библиографическая информация - потребитель», цели – создание таких условий деятельности, которые наилучшим образом могли бы способствовать доведению библиографической информации до читателя. Его результатом выступает объем «мероприятий», осуществленных в целях распространения сведений о документах: число выполненных библиографических справок, списков литературы, проведенных Дней информации, Дней библиографии, Дней специалистов, организованных выставок-просмотров, обзоров литературы и т.д. Все эти результаты реально обозримы, доступны для учета, и по ним главным образом судят о масштабах и качестве библиографической работы. В совокупности они обеспечивают достижение общей задачи данного процесса – удовлетворение потребностей в библиографической информации.

Обслуживание – это та деятельность, по результатам которой пользователи судят о необходимости, полезности для них библиотеки. От удовлетворённости обслуживанием зависят дальнейшие отношения между информационной службой (библиотекой) и представителями различных целевых групп: станет ли посетитель постоянным читателем данной библиотеки или отдаст предпочтение альтернативным источникам удовлетворения информационных потребностей.

В качестве общей конечной цели библиотечно-информационного обслуживания выступает содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. В связи с этим изучение особенностей информационных потребностей рассматривается как основа формирования системы библиотечно-информационного обслуживания. Данные об информационных потребностях в той или иной форме используются при комплектовании и организации хранения информационных фондов, в процессе информационного, библиотечно-библиографического обслуживания потребителей информации и на других важных этапах деятельности информационно-библиотечных систем.

В процессе организации обслуживания можно выделить несколько последовательно реализуемых этапов:

Изучение пользователей;

Выбор режима и формы обслуживания;

Анализ информационных ресурсов, которые могут быть использованы при обслуживании;

Анализ эффективности инструментов навигации в информационных ресурсах;

Подготовка (или приобретение) информационной продукции;

Изучение эффективности обслуживания.

Потребители библиографической информации

Организовать должным образом библиографическое обслуживание нельзя без хорошего знания основных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. Поэтому возникает необходимость классификации читателей как реальных и потенциальных потребителей библиографической информации. С библиографической точки зрения наибольший интерес представляет дифференциация, в основу которой положены сферы профессиональной деятельности читателей, их должностной статус. Дифференциация потребителей необходима для четкого определения читательского назначения документов и средств информационного обслуживания. Основными группами потребителей, например, в сфере социальных наук являются: преподаватели, аспиранты, студенты высших и средних учебных заведений. Дальнейшая дифференциация может осуществляться по различным признакам: отрасли, специальности, образования, профиля учреждения.

В отраслевой библиографии выделяются две группы информационных потребностей:

Профессиональные

Непрофессиональные

Возникновение профессиональных библиографических потребностей в области общественных наук обусловлено необходимостью приобретения новых знаний, без которых невозможно решение научных и практических задач. Все библиографические потребности имеют сложную структуру: содержательную, функциональную, видовую, деятельностную. Профессиональные библиографические потребности, например, в сфере образования, дифференцируются на три группы:

Библиографические потребности исследователей (ученых);

Библиографические потребности педагогов (в вузах их деятельность сочетается с научной);

Библиографические потребности специалистов-практиков.

Профессиональные библиографические потребности в области социальных наук удовлетворяют с помощью традиционных источников информации – текущих и ретроспективных научно-вспомогательных библиографических пособий, а также с помощью библиографических баз данных, а также посредством первоисточников.

Непрофессиональные библиографические потребности – это информационные потребности, которые вырастают на основе повседневных интересов читателей. Самым распространенным источником информации для широкого круга граждан, интересующихся социальными вопросами, являются периодические издания: журналы и газеты. Что касается источников библиографической информации, то различные группы потребителей информации по социальным наукам могут обращаться к ним в соответствии с образовательным и культурным уровнем.

Информационные потребности проявляются в информационных запросах, означающих осознание специалистом необходимости приобретення знаний по тому или иному вопросу. Однако запросы не отражают полностью содержание информационных потребностей, и это нужно иметь в виду в процессе библиографической деятельности, которая должна не только основываться на знании запросов, но и учитывать истинные информационные потребности во всем объеме.

Субъектом информационной потребности является потребитель информации, в качестве которого может выступать не только отдельный индивидуум, но и целый коллектив.

Установить категории специалистов по единой стандартной схеме, пригодной для всех отраслей науки н техники, сложно. В этих целях используют главным образом многоаспектные классификации, включающие ряд признаков. Совокупность этих признаков учитывает не только факторы, формирующие информационные потребности, но и конкретные цели их изучения. Такой подход принято считать наиболее объективным и обоснованным.

Не менее важным признаком классификации потребителей является сфера профессиональной деятельности. В соответствии с этим можно выделить следующие группы потребителей: исследователи, руководящие работники административно-управленческого аппарата (организаторы науки), научно-педагогические кадры высших и средних учебных заведений. Эти группы потребителей информации могут быть разделены в соответствин с дифференциацией отдельных участков профессиональной деятельности. Так, в группе исследователей можно выделить ученых-теоретиков, ведущих фундаментальные исследования, и ученых-экспериментаторов, выполняющих прикладные исследования в области естествознания.

При классификации потребителей используют и другие признаки: занимаемая должность, образование и научный ценз, стаж работы.

Весьма распространенной является группировка по должностному положению. В зависимости от него выделяют потребителей трех уровней. К первому из них относятся директора научно-исследовательских учреждений, их заместители по науке, ученые секретари. Второй уровень составляют заведующие лабораториями, секторами, отделами, группами. Третий уровень включает старших научных сотрудников, младших научных сотрудников, стажеров-аспирантов.

В соответствиис образовательным цензом следует выделить: аспирантов, сотрудников без ученой степени и кандидатов, докторов наук.

За основу классификации коллективных потребителей берут тип трудовой деятельности коллектива, отраслевую принадлежность, цели, задачи и должностные функции потребителей и прочее, либо совокушюсть признаков. В этом случае в качестве потребителей выступают, например, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, лаборатории, отдельные группы ученых, разрабатывающих определенную тему.

На формирование информационных потребностей влияет и уровень производства, и уровень доведения до потребителей библиографической ииформации: чем выше уровень производства, тем выше потребность в ней.

Нередко потребитель выражает свои потребности в соответствии с теми возможностями, которые предоставляет ему библиотека или орган ннформации. Например, наличие системы ИРИ может не только активизировать ее использование абонентами, но и определить потребность в ней у специалистов, не состоящих на индивидуальном обслуживании. Систематическое проведение дней ииформации, как правило, поддерживает постоянный интерес к ним потребителей информации. Осознание специалистами преимуществ автоматизированных ИПС, обеспечизающих полноту и оперативность информирования, обусловило рост потребностей в этих системах, а следовательно, и их активное внедрение в практику. При этом хорошее качество библиографического обслуживания также стимулирует потребности в библиографическон информации, в то время как нерелевантное информационное обеспечение снижает заинтересованность специалистов.

Особую роль играет библиографическая грамотность специалиста. Исследователи в большей мере, чем производственники, осведомлены о системе библиографического информирования и лучше в ней ориентируются. Это существенно повышает степепь использования ими и библиографической информации.

Информационные потребности специалистов любой отрасли знания сложны по своей структуре и представляют совокупность потребностей в первичных документах, в сведениях о первичных документах, т.е. в библиографической информации, а также в фактографической и концептографической информации.

(Книги Е. В. Иениша «Библиографический поиск в научной работе» (1982г.) и Г. Б. Паршуковой «Методика поиска профессиональной информации» (2006 г.), статья на образовательном портале ПГУ «Библиографическое пособие в научной деятельности»).

Библиографическое информирование, ориентированное на широкий круг потребителей информации.

Главная цель – содействие общему образованию и самообразованию пользователей, может проводиться совместно с другими организациями. При массовом библиографическом информировании применяются различные формы информирования читателей о новой литературе, об интересных мероприятиях, подготавливаемых библиотекой.

Формы массового информирования

Дни информации

Выставки-просмотры

Библиографические обзоры

Библиографические издания (бюллетени, списки)

Картотеки новых поступлений

Информация в СМИ

Выставки и открытые просмотры новых поступлений, знакомят читателей с различными изданиями (книгами, журналами, электронными инф. изданиями), поступившими в библиотеку за определенный период времени.

Картотека тем

v темы индивидуального библиографического информирования (по алфавиту);

v темы группового библиографического информирования (по алфавиту);

v темы индивидуального библиографического информирования по непрофессиональной тематике (по алфавиту)

№п/п Дата инфор-мирова ния Кол-во доку ментов Кол-во востреб. док №п/п Дата инфор-мирова ния Кол-во доку ментов Кол-во востреб. док
№п/п Дата инфор-мирования Кол-во документов Кол-во востреб. док №п/п Дата инфор-мирова ния Кол-во документов Кол-во востреб. док

Выставки – просмотры являются постоянными, но представленный материал должен постоянно обновляться. Продолжительность их устанавливается библиотекарем с учетом регулярности поступления новинок и их количества.

Устные библиографические обзоры могут быть как самостоятельными, так и служить дополнением к выставкам новинок. В обзоре дается подробная информация о наиболее интересных изданиях.

В качестве наглядного информационного материала могут служить плакаты типа «Новая книга», «Об этой книге спорят», «Наши новинки», «Интересно почитать» и т.д.

День информации – это комплексная форма библиографического информирования, который может быть полностью посвящен новинкам по всем отраслям знания , в том числе информационные и библиографические, аудиовидеоматериалы, компакт-диски и прочие.

В программу Дня информации включается :

v выставка просмотр новых поступлений,

v устный библиографический обзор

v беседы и консультации о том, как следить за новыми изданиями, сбор заявок от читателей.

Дни информации могут быть тематическими. Например: «Зеленая аптека», «Терроризм, вчера, сегодня, завтра», «Растем и играем» и т.д.

v подбирается литература по теме,

v организуются выставки и открытые просмотры,

v проводятся тематические обзоры,

v приглашаются специалисты для консультаций,

v применять игровые формы (если они уместны),

v оформляются заказы на книги, журналы и др. издания.

День специалиста – это комплексная форма обслуживания, Организуется для специалистов определенной категории (экономистов, учителей и т.д.).

Если День специалиста проводится для данной категории работников впервые, подбор литературы осуществляется ретроспективно, при повторном проведении – ограничиваются новыми поступлениями.

Программа ДС может предусматривать:

v доклады, обзоры, сообщения, лекции специалистов профиля, соответствующего мероприятию;

v обмен опытом, обсуждение профессиональных проблем, консультации;

v обсуждение публикаций из периодических изданий;

v выставку-просмотр литературы по специальности;

v обзор специальной литературы;

v презентацию баз данных;

v просмотр видеофильма (слайдов);

v сбор заявок на копирование документов либо на получение их по МБА или через сервис ЭДД

5. Специальность

6. Место работы, должность

7. Адрес, телефон (домашний, рабочий)

8. Название темы (тем), по которым требуется информирование

9. Цель информирования (работа, учеба, интерес)

10.Источники информации, просматриваемые самостоятельно

11.Виды материалов, включаемых в информацию (книги, отдельные статьи и др.)

12.Периодичность информации (ежеквартально, ежемесячно, по мере поступления документов).

Все вышеуказанное относится и к абонентам коллективного информирования.

Формирование картотеки

В картотеке абонентов выделяют следующие основные разделы:

v абоненты индивидуального библиографического информирования (в алфавите фамилий);

v абоненты группового библиографического информирования (в алфавите названий предприятии и организаций, а внутри - по алфавиту фамилий абонентов);

v абоненты библиографического информирования по непрофессиональной тематике (в алфавите фамилий);

организаций, муниципальных служащих, специалистов сферы культуры и искусства, здравоохранения, образования, предпринимателей (малый и средний бизнес), других абонентов (лиц, зарегистрированных библиотекой в качестве таковых в специальной картотеке индивидуального библиографического информирования).

Необходимо выявить потенциальных абонентов, подготовить рекламно-информационные материалы об услуге информирования (устное сообщение, информационное письмо, рекламный буклет, электронная презентация, флаер и др.)

Информирование может осуществляться по телефону, электронной почте, факсу, СМС, соцсети, скайп, QIPи др. на специальных бланках или информационных листах в виде списка библиографических записей, могут сопровождаться справочной аннотацией и информационным текстом.

Информирование отличается от справки тем, что ведется систематически в соответствии с долговременно действующими запросами.

Для определения тем информирования может использоваться «Анкета абонента индивидуального библиографического информирования»:

2. Год рождения

3. Образование

4. Профессия

Библиотеки осуществляют правовое просвещение населения, распространяя информацию о документах органов местного самоуправления законодательного и нормативного характера. В этих целях создаются центры правовой информации, где собираются нормативные акты, постановления и распоряжения органов местной власти. Могут создаваться тематические папки, например: «Местное самоуправление», «Социальная информация региона».

СБО – это процесс обеспечения потребителей библиографической информацией.
Библиографическое обслуживание, исходя из современного понимания термина, возникло в библиотеках сравнительно недавно, если иметь в виду их многовековую историю. В настоящее время оно стало важнейшим участком работы библиотек. От состояния библиографического обслуживания зависят многие показатели работы библиотеки, в том числе эффективность использования ее фондов.

Одним из видов этого обслуживания является библиографическое информирование.

Библиографическое информирование подразумевает как систематическое, так и эпизодическое обеспечение библиографической информацией читателей и пользователей в соответствии с их постоянно действующими (долговременными запросами).

Цель этой работы – регулярное оповещение о выходе новых изданий, о полученных библиотекой новинках, а также об имеющейся в данной библиотеке литературе по тем темам и проблемам, которые интересуют читателей в течение длительного периода или постоянно.

Библиографическое информирование подразделяется на три разновидности: индивидуальное, групповое и массовое информирование.

Рассмотрим в первую очередь массовое библиографическое информирование .

В ГОСТе 7.0-99 «Информационно- библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» ему дано такое определение: «Массовое информирование – это информирование широкого круга потребителей информации по социально-значимым темам».

Главная цель – содействие общему образованию и самообразованию пользователей, ведется по инициативе библиотеки самостоятельно или совместно с другими библиотеками и организациями – редакциями газет, журналов, радио, телевидения. Совместная работа заранее планируется. При массовом библиографическом информировании применяются различные формы информирования читателей о новой литературе, об интересных мероприятиях, подготавливаемых библиотекой. Такие формы должны быть, прежде всего, оперативными и доступными для всех читателей.

К формам массового информирования относят:

  • Картотеки новинок;
  • Списки (бюллетени) новых поступлений;
  • Выставки новых книг, периодических и других изданий;
  • Выставки-просмотры новой литературы и дни новой книги;
  • Устные библиографические обзоры новинок;
  • Плакаты и закладки, посвященные новым книгам;
  • Дни информации и другие формы.

В библиотеках организуются выставки и открытые просмотры новых поступлений, цель которых – ознакомить читателей с различными изданиями (книгами, журналами, электронными инф.изданиями), поступившими в библиотеку за определенный период времени. Необходимо также показывать на них издания, приобретенные ранее, но по каким-либо причинам не востребованные до сих пор читателями.

Выставки – просмотры являются постоянными, но состав представленных на них материалов должен время от времени обновляться. Продолжительность их устанавливается библиотекарем с учетом регулярности поступления новинок и их количества. Следует учитывать, что в течение этого времени издания с выставки не выдаются, читатель, просмотрев и отобрав нужную для себя литературу, может заполнить и оставить у библиотекаря заявку на книгу. По этим заявкам, в дальнейшем, библиотекарь устанавливает очередность выдачи книги на дом и сможет выявить эффективность выставки-просмотра.

Устные библиографические обзоры новинок применяются не только как самостоятельные формы ознакомления читателей с новыми поступлениями, но и как существенное дополнение к выставкам новинок. В обзоре дается подробная информация о наиболее интересных, по мнению библиотекаря, изданиях.

Для информирования читателей о новых или заслуживающих внимания книгах непосредственно в помещениях фонда рекомендуется использовать закладки и плакаты типа «Новая книга», «Об этой книге спорят», а также специальные полочные разделители.

День информации – это комплексная форма библиографического информирования, рассчитанная на разнородную по составу читательскую аудиторию. День информации может быть полностью посвящен новинкам, и в этом случае на нем экспонируются все полученные в течение определенного периода (1-2 месяца) издания по всем отраслям знания, в том числе информационные и библиографические, аудиовидеоматериалы, компакт-диски и прочие.

В программу Дня информации включается:

  1. выставка просмотр новых поступлений,
  2. устный библиографический обзор (по разделам или отдельным темам выставки),
  3. беседы и консультации о том, как следить за новыми изданиями, сбор заявок от читателей.

Дни информации могут быть тематическими. Например: «Зеленая аптека», «Терроризм, вчера, сегодня, завтра», «Что день грядущий нам готовит?». В ходе их проведения подбирается литература по теме, организуются выставки и открытые просмотры, проводятся тематические обзоры, приглашаются специалисты для консультаций, оформляются заказы на книги, журналы и др. издания. Дни информации проводятся регулярно, в определенное время, и посещать его могут все желающие. О месте и времени их проведения библиотека заранее извещает читателей и пользователей, а также заинтересованные организации и учреждения.

Библиотеки участвуют в правовом просвещении не только своих читателей, но и всего населения региона (района, города, села), распространяя информацию о документах органов местного самоуправления законодательного и нормативного характера. В этих целях библиотеки собирают нормативные акты, постановления и распоряжения органов местной власти, организуют и систематизируют специализированные фонды, отражают их в каталогах и картотеках и БД (базах данных). Например: «Местное самоуправление», «Социальная информация региона». Библиотеки систематически распространяют информацию о местных бюджетах, налогах и муниципальной собственности; о статистических данных по экономике, развитии материально-технических ресурсов региона; о социально- культурных и образовательных программах; об экологическом состоянии окружающей среды и мерах по ее защите и т.д.

Групповое библиографическое информирование – по ГОСТу это «информирование групп потребителей информации, объединенных по признаку сходства информационных потребностей».

Главное требование к групповому библиографическому информированию – строгая дифференциация (группировка читателей по определенным признакам – демографическим, социально-профессиональным, возрастным и т.д.). в библиотеках выделяются приоритетные группы: например предприниматели, специалисты центра занятости, соц. защиты, специалисты предприятий, организаций и учреждений не имеющих своих библиотек, специалисты занимающиеся переквалификацией, а также небольшие по численности группы читателей – любителей природы, автолюбителей и т.д.

Групповое библиографическое информирование может быть как постоянным, так и эпизодическим, а по содержанию – межотраслевым, тематическим, проблемно- тематическим. Оно осуществляется как в текущем, так и в ретроспективном режиме.

Выявление и изучение информационных потребностей конкретных групп специалистов должно проводиться систематически, для чего применяется их анкетирование и собираются заявки, устанавливается порядок обеспечения заинтересованных лиц информацией (периодичность, дни недели, время, обратная связь и т.д.). например для учителей – предметников.

Формы группового библиографического информирования могут быть разнообразными.

  • Отраслевые и тематические списки нови нок. Некоторые библиотеки могут на договорной основе подготовить отраслевые и тематические списки новинок, указатели новой литературы. Списки новинок по профилю предприятий и организаций рассылаются для информирования их сотрудников.
  • Тематические и комплексные выставки- просмотры (в помещении библиотеки и выездные). Тематические как правило ретроспективные, выездные могут организовываться по договоренности с руководителями предприятия или организации, заинтересованных в использовании информации. Заранее оговариваются сроки проведения, часы работы, место проведения и лица, ответственные за выставку. На таких выставках можно представить различные виды документов: книги, журналы, аудио и видео материалы, СД-ром, ксерокопии и неопубликованные материалы. Выставки – просмотры для конкретных групп читателей могут проводиться по актуальным вопросам политики, права, экономики, культуры, искусства в помощь профессиональной деятельности.
  • Информационные стенды типа «Библиотека информирует»
  • Тематические устные библиографические обзоры проводятся по темам представляющим интерес для конкретных групп потребителей информации во время выставок просмотров, а печатный текст затем можно распространять по запросам за умеренную плату.
  • Тематические папки-досье включают в себя как первичную информацию (копии статей) так и библиографическую информацию (списки новых книг и публикаций в периодических изданиях). Они должны регулярно пополняться новыми материалами и выдаются на определенный срок потребителям для ознакомления.
  • Дни специалиста проводятся по заранее разработанному плану. Его продолжительность может составлять от 1 до 3 дней, а специфика влияет на характер подготовки и проведения данного мероприятия. Главное здесь – это ознакомление определенной группы специалистов с современными информационными и библиотечно-библиографическими ресурсами, которые могут использоваться для выявления нужной литературы. Программа Дня специалиста (например, Дня учителя) предусматривает:
  1. краткое вступительное слово ответственного за его проведение
  2. лекцию ведущего специалиста (преподавателя вуза соответствующего профиля)
  3. обзоры специальной литературы
  4. обмен опытом по внедрению новейших достижений, например мультимедиа-технологий в образовательном процессе
  5. выставку – просмотр, на которой обязательно должны быть представлены текущие и ретроспективные информационные и библиографические издания, библиографические публикации в книгах и журналах и т. д.
  • Ярмарки информационных услуг, например, для безработных, пенсионеров, ветеранов, инвалидов, молодежи можно предоставить консультационную помощь при поиске работы путем предоставления им электронных баз данных «Биржа труда», сведений о курсах переквалификаций, дать консультацию или выполнить справку по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты или дать адреса организаций. Необходимо поддерживать сотрудничество с «Консультант плюс».

Использование тех или иных форм зависит от специфики и возможностей библиотеки. Нужно уметь взаимодействовать, работать в тесном сотрудничестве с другими организациями, например со школами. Знакомиться с учителями, учебными программами, учебниками, запросами преподавателей и учащихся. Учитывая все для текущего комплектования, создания баз для библиографического информирования. Для учеников затем можно подготовить экспресс-информации, бюллетени новых поступлений, библиографические списки и указатели (в помощь образовательным программам)

Индивидуальное информирование по ГОСТу – «информирование индивида в соответствии с его потребностями»

В настоящее время приоритетным является библиографическое информирование руководителей органов местного самоуправления, предприятий и организаций, муниципальных служащих, специалистов сферы культуры и искусства, здравоохранения и образования, предпринимателей. Систематическое обеспечение их информацией осуществляется в строгом соответствии с постоянно действующими запросами – как правило, по узким, частным темам и проблемам. Во многих случаях подобные запросы вызваны конкретными служебными ситуациями и связаны с использованием краеведческой информации.

Основные формы ИБИ

  • устные сообщения (лично или по телефону),
  • подготовка подборок или досье (для просмотра и отбора необходимых материалов во время посещения библиотеки),
  • передача информации по факсу (электронной почте)

работа по ведению ИБИ трудоемкая, сложная, поэтому число абонентов может быть малым. И выявляются абоненты не при записи, а в течение определенного периода времени, работниками отдела обслуживания в ходе индивидуальных бесед, наблюдений или анкетирования. Анализируя полученные сведения, составляют картотеки ИБИ и постоянно действующих запросов в алфавитном порядке тем, и согласовываются сроки доведения информации до каждого абонента, а в те дни, когда ему передается информация, в картотеке делается об этом специальная запись. Устное оповещение хорошо тем, что можно установить непосредственный контакт с потребителем информации, и сделать выводы о полезности подобранного материала. Можно рассылать информацию на специальных бланках, информационных листках или карточках. На них находятся библиографическое описание, справочная аннотация и т.д. Карточки, накапливаясь, образуют личную тематическую картотеку для пользователя ИБИ.

Информирование отличается от справки тем, что ведется систематически в соответствии с долговременно действующими запросами.
Анкета абонента индивидуального библиографического информирования:
1. Ф.И.О.
2. Год рождения
3. Образование
4. Профессия
5. Специальность
6. Место работы, должность
7. Адрес, телефон (домашний, рабочий)
8. Название темы (тем), по которым требуется информирование
9. Цель информирования (работа, учеба, интерес)
10.Источники информации, просматриваемые самостоятельно
11.Виды материалов, включаемых в информацию (книги, отдельные статьи и др.)
12.Периодичность информации (ежеквартально, ежемесячно, по мере поступления документов).

Все вышеуказанное относится и к абонентам коллективного информирования.
Обратите особое внимание на заполнение карточек в «Картотеке индивидуального и коллективного информирования».
Образец. Лицевая сторона

Оборотная сторона
18.02.2009 - информационный список «Новые поступления в библиотеку» 2009 г. № 2
12.06.2009 - информационный список по периодике «Законы для человека» - 8 статей, взято 4
29.06.2009 - обзор «Законы, которые нас защищают», состоящий из 9 документов, взято 5 документов
Количество информации - сколько раз был проинформирован абонент. Форма информирования может быть различной - извещение, информационный список, бюллетень новых поступлений в … библиотеку, открытые просмотры, книжные выставки, обзор, устное сообщение и т.д.
Просмотрено - сколько книг (статей) включено в информацию.
Взято - сколько книг (статей из журнала или газет) взял читатель. Эта цифра должна подтверждаться записями в читательском формуляре.

Как правильно учитывать вашу работу по информированию?
Бюллетень новых поступлений - в него включено 50 названий, из них 10 книг - в разделе «Государство и право», но только 3 из них соответствуют теме информирования «Законодательство по социальной защите». Абонент ознакомился с «Бюллетенем» и попросил новый учебник по правоведению. Запись в карточке должна быть такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 3; взято – 1.
Хотя книга выбрана с помощью «Бюллетеня», но теме информирования она не соответствует.
Информационный список - за единицу информации берется не № журнала или газеты, а статья или заголовок. Например: в список включено 2 книги, 5 статей из 1-го журнала, 2 статьи из 2-х газет - 9 названий. Абонент взял 1 журнал, 1 книгу, 1 газету из представленных в списке. В этом случае запись на лицевой стороне карточки будет такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 9; взято – 7.
На оборотной стороне карточки необходимо записать дату информирования и название (или №) информационного списка. Все сведения об источниках информирования абонентов должны быть отражены на оборотной стороне карточки и более подробно (с подробным списком литературы) в какой-нибудь отдельной тетради или папке, чтобы можно было легко проверить.

К наиболее эффективным формам ИБИ относятся ИРИ и ДОР. Но не все библиотеки способны обеспечить работу на должном уровне, т. к. главные требования являются: осуществление инф. в автоматизированном режиме, максимальная полнота доводимой до абонента информации, краткое раскрытие содержания материал, наличие постоянно действующей обратной связи с абонентом.

Дифференцированное информационное руководителей – различных уровней специально подготовленной информацией, в частности, электронно-библиографической, предназначенной для решении задач социального управления

Избирательное распространение информации – систематическое обеспечение информацией о текущих поступлениях документов в соответствии с постоянно действующими запросами при обязательной обратной связи с последующей выдачей по требованию потребителя документов и копий и фактографической информации.

Как и другие виды деятельности библиотек работа по БИ планируется в годовом и текущих планах библиографической службы, учитывается и анализируется. Для улучшения работы рекомендуется иметь в библиотеке справочный аппарат, в который могут входить картотека абонентов и сводная картотека или служебная база данных (орган. и ведение библиографом).

Картотека абонентов состоит из разделов:

  • в алфавите фамилий – абоненты ИБИ
  • абоненты группового БИ (в алфавите названий предприятий и организаций, а внутри – по алфавиту фамилий абонентов)
  • темы ИБИ (по алфавиту)
  • темы группового БИ (по алфавиту)

сводная картотека отражает данные об абонентах и темах постоянных запросов, в соответствии с которыми производится БИ всех абонентов. Она позволяет библиогр. службе контролировать и координировать работу с другими организациями и учреждениями, вести её более эффективно.

Разделы:

  • абоненты (с выделением абонентов индивидуального, группового и коллективного информирования)
  • темы (по алфавиту тем постоянных запросов)

Учет работы ведется в спец. тетради или журнале по принятой в конкр. библиотеке форме.

Единица учета постоянно действующих запросов – сам запрос, тема.

Ед. уч. сигнальных оповещений, направленных абонентам – оповещ. об 1 источнике информации.

Ед. уч. по массовому БИ – мероприятие – выставка, обзор, ДИ, ДС. Учет проводится по количеству мероприятий, зарегистрированных в дневнике работы библиотеки. Там же отмечаются кол. выданных документов, число участников. Мероприятие, предусматривающее одновременное использование нескольких форм информирования учитывают как 1. Вся проделанная работа должна анализироваться.

Литература.

  1. Зиновьева, Н. Б. Основы современной библиографии: учеб. пособие / Н. Б. Зиновьева. – М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – 104 с.
  2. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д. Я. Коготков. – СПб. : Профессия, 2003. – 304 с.
  3. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие / И. Г. Моргенштерн. – СПб. : Профессия, 2005. – 208 с.
  4. Справочник библиографа / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Миникина. – СПб. : Профессия, 2005. – 529 с.

Запросы читателей социально-гуманитарной тематике удовлетворяются как в процессе выполнения библиографических справок, так и путем библиографического информирования. В тех случаях, когда библиографические потребности вызваны непрофессиональной деятельностью, библиографическое обслуживание по общественно-политическим темам преследует цели прямой рекомендации, руководства чтением. Оно ведется не только в библиографическом, но и в других отделах библиотеки: на абонементе, в читальных залах, в методическом отделе и др. Как правило, массовые мероприятия сопровождаются библиографической информацией. Так, на выставке по актуальным общественно-политическим темам часто проводится библиографический обзор, составляются картотеки книг, на них представленных или содержащих более широкий круг литературы по теме, базы данных. В методических материалах, подготавливаемых для библиотекарей к политическим кампаниям, знаменательным датам и по другим темам, имеются рекомендательные списки.

Характер выполняемых библиографических справок и информирования зависит от типа библиотеки и ее основных задач. Крупнейшие информационные центры и библиотеки обслуживают центральные государственные органы управления, общественные организации, научные коллективы, отдельные исследователи, идеологические кадры. Их деятельность в этой области выражается как в формировании системы научно-вспомогательных и рекомендательных пособий, так и в непосредственном библиографическом обслуживании по общественно-политической тематике.

Дифференцированное библиографическое обслуживание различных групп читателей осуществляют отраслевые информационные центры и библиотеки. При этом выделяются не только самые актуальные проблемы и темы, но и группы, нуждающиеся в приоритетном обслуживании: руководители предприятий, ведущие специалисты, рационализаторы. Шире всего эта работа ведется по экономической тематике, праву.

Информирование по темам межотраслевого характера, а также выполнение справок социально-гуманитарной тематики, предполагающих обращение к более старым фондам, ведется крупнейшими научными универсальными библиотеками.

В научных, вузовских библиотеках, централизованных библиотечных системах осуществляется массовое, групповое и индивидуальное библиографическое информирование. При организации этой работы необходимо использовать возможности координации и кооперации отделов одной библиотеки, а также различных учреждений и организаций.



Наиболее широко развито групповое информирование. Так, вузовские библиотеки готовят бюллетени новых поступлений для кафедр общественных наук. Библиотеки предприятий – для планового отдела, отдела труда и заработной платы и др.

Публичные библиотеки осуществляют информирование, уделяют особое внимание дифференцированному (групповому) информированию по общественно-политической тематике молодежи, а также некоторых других демографических групп (женщин и др.).

Групповое информирование может быть более или менее дифференцированным. Так, при информировании обычно учитывается дифференциация деятельности по тематике, уровень методической подготовки, а также составу слушателей. Как правило, выделяется группа, не имеющих еще достаточного опыта и требующих поэтому особого внимания. Обычно эта подгруппа выделяется и при проведении библиографических уроков и других групповых занятий. Может быть дифференцирована и информация в помощь учителям обществоведения: целесообразно выделить для информирования группу молодых учителей, а также группу учителей, возглавляющих музеи, руководителей клубов. При этом информация должна вестись не только по содержанию их работы, но и по методике собирания и хранения документов и памятников материальной культуры, по методике идеологического воспитания.

Многие библиотеки в качестве абонентов групповой информации выделяют работников местных органов управления, депутатов местных Советов. В этой группе также можно выделить разные подгруппы.

Информирование студентов осуществляется с целью оказания им помощи в изучении общественных наук, выполнении курсовых и дипломных работ. Чаще всего такое информирование ведется в форме постоянно пополняющихся картотек по общественным наукам, изучаемым в данном вузе. Некоторые вузовские библиотеки оказывают помощь студентам и в их внеучебной деятельности, осуществляя систематическое информирование.

Групповое информирование ведется обычно на основе картотек его абонентов, в которых учитывается тематика запросов и такие характеристики, как уровень образования и стаж работы, специализация и др.

В библиотеках предприятий и учреждений можно наиболее четко определить тематику группового информирования, выделить группы его абонентов, применить наиболее эффективные формы (ИРИ и др.). Информация в них ведется обычно на основе специальных карт, в которых учитываются профиль предприятия, его отделов и служб, планы социально-экономического развития предприятия, производственной учебы его кадров, направления культурно-массовой работы и т. д. Анализ таких карт дает возможность определить наиболее целесообразное по тематике и назначению информирование, максимально приближенное к задачам конкретного коллектива.

Индивидуальная информация рассчитана на отдельных читателей, пользующихся приоритетным обслуживанием.

Оно ведется и в режиме избирательного распространения информации (ИРИ), дифференцированного (ДОР) и тематического (ТОР) обслуживания руководителей.

Абонентами ИРИ могут быть как отдельный специалист, так и группа лиц. Совершенствовать систему ИРИ позволяет „обратная связь", в ходе которой библиограф узнает, как оценивает потребитель полноту, точность и другие параметры информации.

Информирование в режиме ДОР или ТОР предусматривает обеспечение руководящих кадров материалами, содержащими не просто списки литературы, а результаты анализа и обобщения большого количества документов, выводы и предложения, предназначенные для принятия на их основе конкретных управленческих решений или другой деятельности. Требования к подобному информированию – высокая степень обобщенности, новизна, полнота и в то же время лаконичность информации. Обычно дается информация не только об основных проблемах, тенденциях развития науки или практики, но и прогностическая информация, сводные статистические сведения и т. д. Формы ДОР – аналитические справки и обзоры, рефераты и библиографические обзоры (списки), фактографические справки, прогностические обзоры, ежегодные доклады о наиболее важных отечественных и зарубежных научных достижениях. Нередко формируются тематические досье, содержащие сами документы или их копии (например, по мировой экономике, об экономических показателях отрасли и т. д.).

Системы ДОР и ТОР получили наибольшее распространение в органах НТИ.

Важно учитывать, что информационные потребности одного и того же лица могут обеспечиваться разными информационными центрами. Так, например, по теме своего исследования читатель является абонентом ИРИ или ДОР в специальной библиотеке или отраслевом информационном центре. В то же время его потребности будут удовлетворяться публичной библиотекой.

Массовое (недифференцированное) информирование не ориентировано на определенную группу читателей. Оно является одним из средств популяризации литературы, поступающей в библиотеки. Формы массового информирования – подготовка бюллетеней новых поступлений, дни информации, дни специалиста, выставки, библиографические обзоры, открытые просмотры.

В последнее время широкое развитие получили комплексные формы и методы популяризации литературы социально-гуманитарного комплекса, которая сопровождается библиографическим информированием.

Комплексные формы информирования о документах по социально-гуманитарной тематике применяются для более подготовленных пользователей. В этих случаях необходимо учитывать групповую дифференциацию информационных потребностей его адресатов. Часто подобные мероприятия проводятся в процессе повышения квалификации этих читателей. Библиотеки предприятий и учреждений проводят Дни специалиста, которые адресованы обычно инженерно-техническим работникам и другим специалистам. Однако в библиографической информации, предназначенной этим группам читателей, всегда приводится значительная часть общественно-политической и экономической литературы. Внимание к экономическим и социокультурным аспектам вызвано тем, что любой специалист должен быть ознакомлен с новыми документами по проблемам управления, по экономике отрасли, этике и социальной психологии и многими другими общественно-политическими книгами и статьями.

Нередко библиотечные работники используют комплексные мероприятия для пропаганды библиотечно-библиографических знаний. Проводятся консультации («Методика поиска...», «Методика ведения личной картотеки» и др.), практические занятия по использованию основных библиографических и справочных пособий, БД.